Зоя Казанжи
Зоя Казанжи, журналист

Надо написать, потому что слова душат.

Сначала предисловие. Позавчера я летела из Торонто. Перед взлётом пассажирке стало плохо. Очень быстро материализовались медики. После непродолжительного общения пассажирку вывезли на каталке. Всё заняло минут десять. Историю болезни не спрашивали, бумаг не заполняли. Все потом. Сначала — человек, его боль.

Знакомый летел в самолёте, где произошла аналогичная ситуация. Самолёт посадили. Пассажира спасли. Счёт шёл на минуты.

Вчера в Затоке утонули двое детей и двое взрослых. Девочка – дочь моих хороших знакомых из Тернополя. Родители, получив страшное известие, мчались в ночи в Белгород-Днестровский морг. Нам помогли знакомые и незнакомые люди, чтобы быстрее закончить все процедуры и увезти детей и взрослых домой, где они обретут вечный покой.

Они едут сейчас по трассе, и люди во встречных авто не догадываются, какой страшный груз везёт симпатичный с виду микроавтобус…

Вчера, как сообщают очевидцы, на море был шторм. Дети из Тернополя пришли на море организованной группой. С педагогами. Все были на море второй день. Вода холодная. Сначала не купались. Потом всё-таки зашли в море. Волны накрыли первых детей. Началась паника. Двое взрослых мужчин начали выталкивать детей на берег. Один из них – школьный учитель, второй – посторонний парень из Хмельницкого. Кого-то вытолкали. Марту и Виталия не смогли. Сами начали тонуть.

Утонули все четверо.

И я сижу перед компьютером и у меня в голове одни сплошные почему?

ПОЧЕМУ дети оказались на пляже во время шторма?

ПОЧЕМУ они пошли в воду тогда, когда были полутораметровые волны?

ПОЧЕМУ педагоги позволили это сделать?

ПОЧЕМУ на всём пляже не оказалось ни одного, даже завалящего, спасательного круга?

ПОЧЕМУ на пляжах отсутствуют спасатели как класс?

ПОЧЕМУ местное самоуправление экономит на человеческих жизнях, прекрасно зная, какое количество людей тонет в том же Белгород-Днестровском районе?

ПОЧЕМУ на базе отдыха «Надзбручье» было всё, кроме инструкторов и тех, кто понимает в организации инфраструктуры в подобных местах отдыха детей?

ПОЧЕМУ у нас не закрываются пляжи, если находиться на них опасно для жизни?!

ПОЧЕМУ доставка погибших из Затоки в Белгород-Днестровский (это 20 километров) стоит 800 гривень за одного человека (не поднимается рука писать по-иному) и почему её осуществляет ритуальное бюро, которое выезжает параллельно со скорой помощью? Сотрудник ритуального бюро мне ответил так: «Ни милиция, ни медики НЕ ХОТЯТ (выделено мной) везти. Нам приходится. А кто должен? А если у людей нет денег? А если нет родственников?».

ПОЧЕМУ люди, потерявшие близких, должны бегать по инстанциям, снимать копии, становиться жертвами разводил от похоронного бизнеса? Нельзя ли эту страшную формальность сделать не унизительной и уничижительной, а нормальной? У нас, повторюсь, обошлось. Благодаря помощи тех, кто мог помочь.

ПОЧЕМУ белгород-днестровский морг – это страшное, полуразрушенное здание, с минимальным оборудованием, с непонятно на каком честном слове работающим холодильником, в куче мусора, с выбитым ямами и разбросанными камнями?

ПОЧЕМУ негде сесть, выпить воды, попрощаться с родными? На скамейках – сменяющаяся череда курящих и гогочущих сотрудников двух ритуальных агентств, которые арендуют, по-видимому, помещения в здании морга. Там, у этих подрядчиков, всё отремонтировано. Покрашено. Кусок цивилизации в болоте и разрухе.

ПОЧЕМУ здание морга находится в месте, через которое всё время ходят люди? Я за три часа увидела всяких – пьяных, ругающихся матом, веселящихся, тусующихся…

ПОЧЕМУ у нас нет ни капельки уважения к чужой смерти? Я всё понимаю, но ведь человечность никто не отменял, правда?

ПОЧЕМУ эти юркие парни из ритуального бизнеса атакуют плохо соображающих родственников и навязывают свои услуги? Одно дело, когда эти услуги заказаны, другое – когда вас насилуют вкрадчивым голосом. Это мерзко. То, что я видела сегодня, это мерзко.

Я могу ещё много своих ПОЧЕМУ писать. Но ведь всё понятно, правда?

Морг – это место, куда попадают практически все.

Ни родиться без унижений нельзя, ни умереть. Так выходит?

А юркие парни из ритуальных услуг взяли в оборот директора базы отдыха. Он привёз семью одного из погибших. Директор жаловался кому-то в телефон: «Я уже заплатил 28 тысяч, у меня больше нет».

Всё происходило на пятачке, всё было слышно…

Полиция по факту гибели людей начала два уголовных производства — «преднамеренное убийство (квалификация – несчастный случай)» и «ненадлежащее исполнение обязанностей по охране жизни и здоровья детей».

Кстати, полиция Одесской области была единственным официальным органом, который дал информацию.

Прошли сутки с момента гибели четырёх людей на пляже в Одесской области, в том числе двоих детей. За это время НИ ОДНО официальное лицо из руководителей любого ранга не дало НИ ОДНОГО комментария и не высказало НИ ОДНОГО слова соболезнования.

Когда мы уезжали, ко мне подошёл один из сотрудников морга и попросил: «Напишите обо всём этом. Расскажите. Мы работаем в скотских условиях. Хуже этого морга в Одесской области нет…»

P. S. Мартусю, хай Матір Божа несе тебе легесенько на своїх крилах до янголів. Бо віднині ти стала однією з них…