Я бессилен заставить людей мыслить не пропагандонскими штампами, а головой, но потрачу несколько минут на очередной спич Капитана Очевидность.

Тезис 1. Рассматривать поступки людей и политику стран в отрыве от времени, когда это происходило, бессмысленно.

Тезис 2. Оправдывать собственные преступления тем, что еще кто-то и когда-то так делал, глупо и безнравственно.

Тезис 3. Не существует маркера «наши-не наши», когда речь идет о преступлениях и нравственных парадигмах.

Теперь по сути. То, что деды воевали, не делает страну, за которую они воевали ни правильной, ни хорошей, ни законной, ни справедливой.

Ресурсы для победы

Мой дед Серафим (и двое его братьев) воевали во Второй Мировой на стороне СССР. Мой дед Павел, живя в землянках (у него была броня по уникальности профессии), строил из вывезенного из Мариуполя оборудования Нижнетагильский Меткомбинат. Дед моей жены — Петр — после двух ранений на фронте полетел в лагеря на 12 лет по 58 статье.

Прадедов по всем линиям раскулачивали, лишали имущества, ссылали с семьями. По линии отца из Сибири вернулась одна моя прабабушка. Остальные сгинули там. По линии жены — та же история.

Все было заработано потом и кровью, трудом семей от заката и до рассвета, от мала и до велика.

СССР был империей зла, ИМХО, одной из самых страшных, опасных и агрессивных стран в мире, но это не делает моих дедов преступниками или менее уважаемыми и любимыми для меня.

Они жили в той стране, жили по ее законам, не имея возможности ни уехать, ни свергнуть режим. Более того, часть из них этого и не хотела. Жили, как жили — учились, рожали, служили.

Я не берусь судить об их нравственности — это другое время, но отношение к власти у них было разное. Кое-кто и принимал ее, а другие не любили. История моей семьи — это мое личное. Я люблю своих предков, но это не значит, что я одобряю все, что они делали.

Я не одобряю оккупацию Европы, подавление восстаний в ГДР, Венгрии, Чехословакии, но мой дед Серафим до самой смерти оставался военным, служил в СА. Мой родной дядя командовал ракетным полком в Бологое. Я не одобряю агрессивную политику СССР, но светлая память моему дяде Валентину, его уже нет с нами.

Гордитесь на здоровье своими дедами, отцами и дядями! Любите ваши семьи, цените их историю. Но знайте, что в Германии вспоминают и любят дядю Гельмута, который на Восточном фронте сжег десяток танков с вашими соотечественниками. Это их дедушка, они его любят, он хороший.

Воюют всегда обычные люди. И очень часто за совершенно преступные цели и государства. СССР — преступное государство, как и нацистская Германия. Но это не делает вашего деда преступником, если он, конечно, не насиловал немок и не проливал кровь, мародерствуя.

Более того, если ваш дедушка — палач НКВД, то он все равно ваш дедушка и в ваших жилах четверть его крови. И я сомневаюсь, что вы готовы отказаться от него и осудить, как и положено по закону. Семейная мораль допускает куда худшие девиации, и ничего — десятки тысяч семей с этим живут. Главное, не повторяйте. А там — ваше дело, кто у вас в семейном альбоме.

Но… Участие наших предков в определенных событиях, войнах и политических течениях не обеляет ни события, ни войны, ни политические течения. Семейная мораль тут не проходит. Военное преступление — это преступление. Агрессия — это агрессия. Аннексия — это аннексия.

Можно всем рассказывать, что черный кобель на самом-то деле белый, можно даже его помыть… Результат вы знаете.

В общем, когда я слышу аргумент «а вот деды за это воевали», я понимаю, что это сродни религии, ум там и не ночевал. Не пора ли начать думать. Я помню, я горжусь — классная формула. Но пора заменить ее на «я помню» и разобраться, а есть ли чем гордиться? Я не о личном героизме, я о целях и морали, если что…

Ян Валетов, писатель