Есть такая «страна тысячи холмов» — Руанда, где в 1994 году за 3 месяца вырезали 800 тыс. человек. Этому предшествовала долгая медиа-кампания на общенациональных СМИ, где этническое меньшинство тутси называли «тараканами». До этого меньшинство «тутси» было правящим классом, который бельгийские колонизаторы натравливали на большинство хуту.

10 тезисов о языковом вопросе в Украине

В 1952 году бельгийцы урезали полномочия тутси и хуту медленно получили большинство на выборных местах. В 1959 году хуту подняли восстание против короля тутси, в ходе которых погибли десятки тысяч тутси, а многие бежали за границу, где жили десятилетиями. Потом было объявление независимости, несколько десятков лет диктатуры, которая закончилась демонтажом в 1988-1990гг. Потом была шаткая демократия, где смешанные правительства хуту и тутси пытались найти баланс. В Руанде было множество смешанных браков, но это не остановило весь тот ужас, который начался в апреле 1994 года. Сотни тысяч тутси и умеренных хуту были уничтожены. Преимущественно мачете, потому что на тараканов никто не хотел тратить патроны. Потому соседей и родных отправляли на тот свет каждый как мог. Их убивали, потому что они были «тараканами», которые мешали жить в сложной стране с аграрной экономикой, где было мало работы, а потому остро стоял земельный вопрос. Земли не хватало, чтобы прокормить резко увеличившееся население, а геноцид позволил устроить большой передел имущества. Кстати, это отлично описано в одной из глав блестящей книги Джерада Даймонда «Коллапс». К чему я это все пишу?

Дело в том, что сегодня провокатор Остап Дроздов написал эмоциональный памфлет, где много пафосных слов о том, как два десятилетия шли ужасные притеснения украиноязычных, как они страдали (включая Остапа) и что теперь дамбу прорвало. Оказывается, этот человек долгие годы накапливал свой рессентимент, чтобы излить его таким образом (путем затыкания рта во время эфира за русский язык). Можно пытаться найти здравый смысл в потоке лингвистических фрустраций пана Дроздова, который договорился до того, что уже обвинил русскоязычных в том, что «вони є запорукою війни» (наверное, именно поэтому в июле 2014 года украиноязычный Дроздов призывал к срыву мобилизации в ВСУ, прикрываясь лозунгами «о геноциде»). Однако, на самом деле все намного проще. Теперь нет никаких сомнений, что мы имеем дело со схемой раздувания «языковой проблемы» на осень, где Дроздов является просто исполнителем. Я в прошлом тексте, где разобрал языковое обострение Дроздова в эфире ZIK, так сначала и поставил вместо его фамилии «Исполнитель». Интуиция не подвела. В этой схеме русскоязычные являются «тараканами», которые мешают жить украиноязычным. С другой стороны, российская пропаганда показывает обратное, называя «майдаунами», «свидомитами» украинцев, которые «мешают жить русскоязычным».

На самом деле, и украиноязычные, и русскоязычные в Украине одинаково страдают от коррупции, бедности и прочих бед. Наша главная проблема — ублюдочная система отношений между людьми. Где все друг на друга смотрят волком. Эта система отношений ослабила государство и ведет нас прямиком к коллапсу. Не может быть процветающей страна, где нет доверия. Где все атомизировано. Где выжить можно только кланом, который, чуть вылезая из дерьма, втаптывает туда всех остальных и жрет, как саранча, все подряд перед потопом.

На востоке и на западе, юге, севере одинаковая картина — орды взяточников, распильщиков бюджета, моральных уродов, ограбивших страну до нитки. Эти орды пилят лес, копают бурштын, везут контрабас, отравляют воду. Им глубоко на вас наплевать, пока вы работаете на них за копейки. Эти мародеры прекрасно говорят между собой на украинском и русском. А еще и на английском. И, самое главное, они прекрасно находят общий язык, пока «холопи чубляться», цапаясь по поводу «мови», Бандеры, Ленина и Бог весть еще. Что еще должно произойти в Украине, чтобы это понять? Через какие бедствия, страдания, унижения должны пройти десятки миллионов людей, чтобы понять, что несколько человек договариваются между собой, вбрасывая вам кость. Неужели вы хотите всю жизнь прожить в нищете в яростной борьбе за язык, памятники, но проживая в разрушающихся хрущевках, нюхая вонь канализации, пересчитывая последние копейки от зарплаты до зарплаты, когда выбираете, что купить сегодня — пакет молока или банан. Важно ли бабушке, когда я протягиваю ей 50 гривен в супермаркете, чтобы она покушала хоть что-то сегодня вечером, на каком языке говорю? Почему плачет украиноязычная женщина, которую вы подвозите 200 км, когда вы отказываетесь от денег? От русского языка? Ха-ха. Потому что она забыла, что такое человечность. Многие забыли ее. Выбирает ли пуля снайпера на Донбассе украиноязычную или русскоязычную голову? Ау, люди, вы где? Вы о чем вообще? Посмотрите вокруг, посмотрите на эти развалины: домов, заводов, человеческих душ. Может пора остановиться? Выйти из бодуна? Протереть закисшие глазенки? Для чего вам дам разум? Разум — наш единственный шанс избежать большего дерьма и вылезти из существующего. Разум — наш единственный настоящий союзник. Нет больше никого, кто нам поможет по-настоящему.

И если у вас есть разум, то задумайтесь, кому помогают Остапы, Нади и масса «Швондеров», что заполонили эфиры общенациональных каналов? Я думаю, что Остап помогает тому, с кем он мило общался весной 2013 года на том же телеканале на этом видео (кстати, в 2012 году также, ну так бывает, просто Медведчук восхищен талантом парню, потому в апреле запускает «Украинский выбор», а в мае о чудо дает первое интервью Остапу. Ну, чистое совпадение). Смотрите как Остап, который сейчас так проклинает «русским мир», мило общается с кумом Путина, который, очевидно, является воплощением «всего украинского», что так любит (не знаю в какой валюте) Остап Дроздов. Пока Надя Савченко матюками пытается поднять увядший рейтинг, языковой экзальтацией Остапа пытаются достать потрепанный молью «языковой вопрос». Дешевый, подлый и смертельно опасный для Украины цирк. Который персонально для Остапа вполне тянет на 161 статью УК Украины.

В эти прекрасные летние вечера, когда кажется, что вы живете в Европе и страшные вещи, описанные в начале текста невозможны, не поленитесь, посмотрите сегодня вечером один из этих фильмов, а лучше все: «Отель Руанда», «Отстреливая собак», «Однажды в апреле», «Бог спит в Руанде», «100 дней». Вполне возможно, что в них вы увидите недалекое будущее нашей беспечной Украины.

Побежим ли мы стадом к обрыву, зависит исключительно от нас и ответственности политических и общественных лидеров. Такие люди как Дроздов должны быть изгоями в любой цивилизованной стране. Или в стране, которая намерена стать цивилизованной. Такие люди открывают двери ненависти, как следствие, войне. Гражданская война начинается с того, что однажды у кого-то в голове, кто считает себя обиженным, появляются «тараканы», которые мешают жить.

Юрий Романенко, Украинский Институт Будущего, «Хвиля»