Вчера пошутил о пушках в центре Киева (которые вызвали в ФБ резонанс) и визит президента Мальты (ради салютования которой и были собственно в Мариинском парке установлены те орудия), чем вызвал вопрос друга, сотрудника службы протокола — а в чем, мол, проблема, ведь имеем высокую гостью, ради которой почетный караул, салют, принятия и т.д.?

Кулачные диалоги

В общем я не собирался в этом копаться и не пытался найти какую-то зраду. Даже неудачное стечение обстоятельств — одновременное развертывание вокруг парламента протестов и артиллерийского подразделения — можно было бы и оставить без внимания. Но если у представителя президентской службы протокола, пусть и неофициально, возникли вопросы, с радостью разжую ситуацию.

Организация и проведение визитов иностранных лидеров в Украине регулируется указом президента «О государственном протоколе и церемониале Украины». Этим указом определены основные типы визитов высоких иностранных гостей, и самым высоким с точки зрения протокола типом визита является государственный. Эта форма\тип визита предусматривает наибольшие разнообразного рода чествования иностранных гостей, включая салют наций в их честь. Визит в Украину президента Мальты Мари-Луиз Колейро Прека был государственным.

Вроде все нормально и правильно произошло. Однако ничего с нынешней властью нормально и правильно не происходит в принципе.

Дело в том, что решением Киевского городского совета № 55\55 от 4 сентября 2014 года в городе Киеве запрещено использование фейерверков и салютов. Запрещено, поскольку городской совет Киева пришел к выводу, что фейерверки и салюты в условиях проведения антитеррористической операции на Востоке Украины «противоречат нормам общественной морали и вызывают социальную напряженность».

Оставим без внимания тот ироничный факт, что решение Владимира Кличко от 4 сентября 2014 прямо называет организованный АПУ салют аморальным и асоциальным. Продолжим о правовой стороне дела.

Так вот, кто-то может возразить, что указы президента имеют высшую юридическую силу, чем решение органов местного самоуправления. Но нет, решение Киевского городского совета о запрете салютов содержит ссылки на пункт 2 статьи 22 Закона Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве». Согласно этому пункту, городской совет Киева вправе определять порядок и правила социально-культурного обслуживания.

Таким образом, проведение салюта нарушает уже не решение Киевского городского совета, а Закон Украины, является покушением на полномочия легитимного органа местного самоуправления (это не узурпация власти часом называется?).

Ну, а самое интересное, что администрация президента Украины нарушила еще и сам указ президента о государственном протоколе и церемониале, который постановил, что государственный визит «предусматривает подписание заключительного документа». Это очень логичное положение, ведь нужно иметь хоть какие-то политические документы, которые засвидетельствуют, что все расходы на кортежи, стражи, салюты, обеды и принятия хоть как-то оправданы с точки зрения интересов Украины.

Так вот, отсутствуют свидетельства о подписании заключительного документа во время государственного визита президента Мальты в Украину.

И невозможно без смеха читать по-барочному причудливо сформулированные объяснения президента Украины о результатах этого визита: «Мы договорились достичь огромного прогресса…» (это из сообщений АПУ)

Но, Бог с ней, политической целесообразностью и тем, что в протокольной практике это нетипично, что государственный визит президента Мальты происходит только через 4 месяца после визита на Мальту президента Украины. Достаточно уже того, что во время организации и проведения этого визита администрация президента Украины вела себя аморально, создавала в Киеве социальную напряженность и нарушила ряд законов и подзаконных актов Украины.

В остальном — все было хорошо.

Богдан Яременко, дипломат