«…по дорогам и тропинкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твёрдые как сталь в своём единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнурённый болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу…»

Трудно быть богом. Последнее время часто возвращаюсь к творчеству братьев Стругацких. Идея служения человечеству, идеология прогрессорства, достигшая совершенства в их произведениях, и одновременно потерпевшая крах, ярко демонстрирует всю тщетность потуг изменить наше средневековое, феодальное, по своей сути, общество, сделать гигантский, фантастический прыжок из заскорузлого крепостного прошлого в свободное духом будущее. Это невозможно, сколько бы Майданов мы не провели. Потому что маленькие, убогонькие человечки, воспитанные в рабстве, впитавшие догмы рабства, в будущее не хотят, не могут, не умеют там быть свободными людьми.

свобода слова,

Им не нужно будущее. Им надо точно знать сегодня, что телевизор всегда говорит правду, что чужой олигарх — враг, а свой рабовладелец — друг, что жить хорошо — это значит устроиться на работу в Польше или Москве, что только Запад им сирым и убогим поможет, а сами они — никто. Пыль на страницах истории… Помочь им действительно никак нельзя.

Ведь самая большая мечта маленького раба — занять место своего большого господина.

В ожидании падающего моста

И всё-таки мы идём, бредём, обходя заставы, теряя силы в бесконечных стычках с нищими духом рабами, фанатично верующими в своих местных феодальных богов… Сколько не иди — дойти невозможно. Сколько не сражайся — победить нельзя. Но и сдаться — тоже немыслимо. Потому что сдаться означает перестать мыслить, значит превратиться в таких же безумных рабов.

«Умные нам не надобны. Надобны верные».

/Аркадий и Борис Стругацкие, «Трудно быть богом»/

Юрий Касьянов, волонтер