Порошенко и Тимошенко на выборах

Учитывая историю становления этих двух политиков, каждый из них может стать президентом. Это зависит от того, какую стратегию в кампании выберут те или иные кандидаты. Понятно, оппозиционному политику легче мотивировать своего избирателя, чем провластному. Это два политика с примерно одинаковым историческим прошлым, их деятельности уже как минимум 15 лет. Их рассматривают как стабильных политиков, более реальных, чем молодые, у которых еще не сформировано мощное электоральное ядро, нет коммуникации между теми или иными командами, в частности региональными.

Когда говорят о рейтингах тех или иных политиков, берут за основу исключительно медийную составляющую, то есть насколько человек узнаваем. Если мы говорим о внешних аспектах, существует рейтинг и антирейтинг. Иногда социологические службы подают под видом рейтинга узнаваемость кандидата.

В частности, было много дискуссий вокруг Славика Вакарчука. Его знает практически вся страна, у него почти нет негатива, возможно, за него проголосуют.

Но это был бы четкий сигнал того, что та или иная электоральная группа готова голосовать за нового кандидата, политика, который точно не приелся на различных ток-шоу. Учитывая риторику Вакарчука, это либеральный вектор.

У нас в электоральном поле начинает формироваться запрос на либеральную идеологию, риторику, предвыборные предложения. То, чего в Украине пока что нет. Проблема сегодняшнего президента и будущего кандидата — они апеллируют в сторону левоцентристского электорального поля, минуя новую волну, которая в Украине сформирована.

Посмотрим на события 2014 года: волонтерский класс, первая добровольческая волна — это люди, которые ориентируются прежде всего на себя, то есть это либеральные ценности, а не ждут, пока государство что-то даст. Это своеобразная движущая сила. Если кто-то из этих кандидатов начнет переключаться и перетягивать на себя этих людей, то у него будет больше шансов. Самая большая борьба идет за малообеспеченных.

Другие кандидаты в президенты

У нас отсутствуют политические партии, они заменены политическими проектами. Очень часто говорят об олигархической системе. Это частично правда, потому что в основном все политические проекты так или иначе лоббируют, в парламенте и правительстве есть группы влияния. Отсутствие внутреннего социального лифта, заточенность постоянно на лидеров. Но время берет свое, поэтому должна быть внутренняя конкуренция, когда начинает развиваться вопрос не персоналий, а идей.

В дискурсе выборов президента мы постоянно говорим о персоналиях. Я очень редко слышу, чтобы обсуждали вызовы, перед которыми стоит государство, способы и инструменты их решения, какие у нас есть перспективы, как их продвигать. Когда начнем строить из пазлов этой риторики, этого общественного запроса — тогда мы сможем выстраивать своеобразное техническое задание, под которое вырисовывается кандидат.

Из социологических опросов выпали ряд интересных, на мой взгляд, политиков, в частности Оксана Сыроид. Она еще как политик не сформирована, но занимает одну из главных коммуникационных стартовых должностей, которая позволила бы начинать если не победную избирательную кампанию, то такую, которая стала бы немного влиять на общую риторику и дискуссию.

Заместитель председателя Верховной Рады открывает двери любых государственных учреждений, международных организаций, площадок, платформ, то есть она может себя презентовать. Если коммуникация и информационная линия будут правильно выстроены с участием ее команды, то позиции лучше, чем у Андрея Садового. Это повлияло бы на результаты выборов, учитывая то, что, возможно, люди либерального направления пришли бы на участки и начали голосовать. Тогда благодаря поднятию явки на выборы все результаты начали бы по-другому играть относительно Тимошенко или Порошенко.

Мэр Львова Садовый

Садовый — политик высокого ранга, который сидит на региональном уровне. Он будет тянуть интригу до конца, практически до официального старта 2019 года. Они попытаются своих нескольких кандидатов оттестировать, в частности Оксану Сыроид, потому что медийная активность начинает увеличиваться.

Еще есть Олег Березюк, но сама его природа в другом — он сосредоточен на работе с фракцией. Определенную экстравагантную роль может играть Егор Соболев. Он достаточно раскрученный политик, у него есть определенное сложившееся амплуа — борьба с коррупцией. Здесь он будет конкурировать с Добродомовым, хотя они партнеры, у них был неплохой тандем в комитете, и Шабуниным как человеком, который значительную часть электорального внимания привлекает к себе.

Глава “Самопомочи” Садовый официально заявил, что фракция будет принимать участие в президентской кампании, но не назвал кандидата.

Андрей Иванович может использовать прием неожиданности и выдвинуть не себя, а заместителя председателя Верховной Рады. Для “Самопомочи” это точно не проигрышный вариант. Он как политик понимает, что шансов выиграть у этих тяжеловесов чрезвычайно мало, учитывая консерватизм нашего электората. Это чтобы не брать на себя проигрышную кампанию.

Если политик проигрывает два или три раза, обычно он рано или поздно сходит на обочину. Редко кто поднимается. Для Юлии Владимировны это тоже определенный вызов, потому что это вторая избирательная президентская кампания, где она принимает участие в качестве кандидата. Если она проиграет эти выборы, это будет означать, что ее потенциальный лидерский ресурс уменьшается. Она это понимает. Ей нужно объединяться с другими политическими фигурами.