Россия никогда не захватила бы Крым, если бы там не было пророссийских настроений. А они были. В этом и заключается недоработка центральной украинской власти

Об этом в интервью Politeka рассказал глава Закарпатской государственной администрации Геннадий Москаль, который в середине 2000-х был постоянным представителем президента в АР Крым.

«В Крыму создавалась куча пророссийских партий, общественных организаций. Когда я возглавлял представительство президента на полуострове, не было такого дня, чтобы они не собирались на митинг. Меня идентифицировали не иначе, как «бандеровец», потому что родом из Западной Украины. Поэтому митинги сопровождались лозунгами «чемодан, вокзал, на бандеровщину»», — говорит Москаль.

О чем мечтает Путин

Также он добавил, что несмотря на большое количество спецслужб, никто не заметил, что партия Сергея Аксенова «головы» крымского правительства, имеет такую же пророссийскую программу, как и партия его отца в Молдове, который готовил сценарий Приднестровья.

«Они похожи один в один, даже запятая нигде не переставлена. Неужели не видно было, что продолжается экспорт, тиражирование и клонирование пророссийских партий. Таких плодилось множество. Но сами себя они не регистрировали. Это могло сделать Министерство юстиции Украины или его структурные подразделения на местах. Высшее политическое руководство считало, что в Крым можно поехать, покупаться, отдохнуть, а дальше ребята — майтесь», — отмечает губернатор Закарпатья.

По его словам, Москва прекрасно понимала: если не разгромить крымских татар, не разбить их единство, прийти в Крым россияне не смогут. Поэтому из Узбекистана и других стран Средней Азии, якобы на работу, в Крым привозили людей.

«В Узбекистане политических партий нет. Все недовольство режимом там перерастало в разные исламские секты. Так, в Крыму, они начали активно навязывать одну из них — Хизб ут-Тахрир, которую даже Европейский суд по правам человека признал террористической организацией. Запрещена она и в России. Но местные власти Крыма разрешили Хизб ут-Тахрир. Они поддерживали эту исламскую секту, потому что идеологи объясняли, что помогут разгромить Меджлис и посодействовать, чтобы как можно больше крымских татар были подконтрольными Верховной Раде Крыма. У Хизб ут-Тахрир была телепередача на государственном канале, которая выходила еженедельно, и собственно печатное издание, которое финансировал Совет министров АР Крым», — рассказал Москаль.

При этом Меджлис был категорически против, но центральная власть не реагировала.

«Так Россия растила это движение. В Хизб ут-Тахрир вступили не один десяток крымских татар. Таким образом, РФ убила единство крымских татар, обескровила движение сопротивления. Часть давала отпор, но были и такие, которые паковали вещи и убегали, понимая, что за причастность к Хизб ут-Тахрир Россия их будут арестовывать. Что и случилось», — подытожил председатель Закарпатской ОГА.