Аграрного министра можно смело назвать одним из главных сторонников идеи глобальной приватизации государственных предприятий. По крайней мере, что касается подконтрольных его ведомству ресурсов, то Тарас Кутовой активно лоббирует их передачу в частные руки. Такая активность обусловлена отсутствием понимания, что делать с госкомпаниями, и банальным желанием заработать. В погоне за наживой дело может дойти и до приватизации леса

Как пишет Znaj, сомнительная слава о достижениях молодого, но амбициозного министра, идет впереди него. Украинская пресса переполнена материалами о коррупционных скандалах, связанных с Тарасом Кутовым. Ему вменяют скупку земель на подставных людей, махинации с возвратом НДС экспортерам зерна, создание схем фиктивного экспорта. До этого все обвинения строились на косвенных догадках. Ведь министр вел показательно аскетичный образ жизни, как для персоны такого уровня.

Но его е-декларация расставила все на свои места. Министр задекларировал 3,55 млн грн, 60 тыс. евро и $463 тыс. наличных средств. Такую сумму министр умудрился насобирать при годовой зарплате в 76,8 тыс. грн. Министр также вложил в нематериальные активы и инвестиционные сертификаты 13,3 млн грн.

Интересно, что министр не указал ни одного автомобиля. При этом генпрокурор Юрий Луценко рассказал СМИ, что «министр пересел на бронированный Mercedes «кубик».

Но самое интересное заключается в том, что Кутовой имеет 100% корпоративных прав кипрской Lalonitana Investments Limited, собственником которой является юридическое лицо Jura CY Trust Limited. Эксперты сходятся во мнении, что кипрские компании нужны министру для аккумуляции средств, полученных в виде откатов и взяток.

Прибыльные зерно и спирт

Заняв пост министра агропрода, Тарас Кутовой заявил, что его цель — приватизация государственных предприятий. Они, по его заверениям, являются обузой для государства, поскольку не приносят прибыли. И главной целью стал «Укрспирт», стоимость которого министр оценил в $200-400 млн.

«Моя цель – подготовить их к продаже и передать на приватизацию в Фонд госимущества. Один пример: Украина и Беларусь – единственные в мире страны с монополией в спиртовой отрасли. Только в прошлом году теневой оборот спирта превысил 6 млрд грн. Приватизировать ГП «Укрспирт» – это как в известном высказывании об «увидеть Париж». Если моей команде удастся это сделать, мы однозначно войдем в историю…», — говорил Кутовой в интервью СМИ.

И в этом с министром трудно поспорить. Только в истории вряд ли его будут вспоминать хорошими словами. Все дело в схеме приватизации.

Еще до прихода Тараса Кутового на пост министра «Укрспирт» производил до 6,3 млн дал спирта, но уже в этом году производство упало почти в два раза. А рынок нелегального спирта значительно вырос. Проблема в том, что нелегальный товар огромными партиями вывозят со спиртзаводов. И силовые органы постоянно ловят воров.

При этом эксперты отмечают, что убыточность предприятий создана искусственными методами. Производство не падало, его занижают специально. Для создания негативного имиджа предприятий. Спирт они продают «налево» за наличку, официальная прибыль падает, а кредиторская задолженность растет. Естественно, что по бумагам – заводы ГП «Укрспирт» становятся обузой для украинского бюджета. И логический исход их судьбы – продажа.

Помогают министру в этом ценные кадры. Исполняющий обязанности директора «Укрспирта» Олег Дрожжин, которого Тарас Кутовой усадил в руководящее кресло. А курирует процесс советник министра Евгений Гавловский.

С другой стороны, насколько активно Тарас Кутовой лоббирует приватизацию госпредприятия, равно настолько же он тормозит этот процесс. Зачем? Явно не без личного интереса.

Согласно придуманной в Минагропроде схеме, приватизация должна пройти следующим образом: ликвидные заводы продадут производителям алкоголя. Но при этом им на 5-6 лет установят квоты по производству спирта, чтоб общий объем не превышал 19 млн дал в год.

Зачем это нужно? Чтобы предприятия не покупали как можно дольше. Не имея права наращивать производство, они автоматически падают в цене. А чем дольше откладывается дата их продажи, тем меньше желающих будет приобрести «проблемное» предприятие. В таком случае оно точно будет продано именно тому и за ту цену, чьи интересы лоббирует министр Кутовой.

Хотя, поборов черный рынок в объеме 6 млрд грн, государство уже за два года могло бы заработать самую высокую предполагаемую сумму от продажи «Укрспирта». А вместо этого, его продадут за бесценок, и на счета офшорных компаний министра Кутового «упадет» солидный откат.

Похожую схему министр использует и для подготовки к продаже Государственной продовольственно-зерновой корпорации. Госкорпорация является лидером отрасли с самой большой заготовительной базой – 55 филиалов. А главное — она ставит самую высокую закупочную цену на зерно. Кроме этого, Госкорпорация привлекла финансирование от китайского Эксимбанка в размере $1,5 млрд.

По итогам 2015 года, убытки этого государственного предприятия составили порядка 3,8 млрд гривен. Но, как оказывается, это еще не все финансовые «достижения» ГПЗКУ. СМИ сообщает также о наличии фискальных претензий ГФС Украины к ГПЗКУ по уплате налогов и сборов в бюджет в сумме более 1,7 млрд грн.

В этом году ГПЗКУ отказали в возврате НДС в размере 900 млн грн. Из дохода Госкорпорации они превратились в ее прямой убыток. В результате, со ссылкой на оценку ИК ConcordeCapital, озвучивается стоимость ГПЗКУ при продаже (приватизации) — 600 млн долл.

Создается стойкое впечатление, что министр Тарас Кутовой специально доводит Госкорпорацию до ручки, чтобы продать ее нужным людям. При этом делают все технически гладко и вполне логично.

Положили глаз на лес

На сегодняшний день лесная отрасль страны, пожалуй, одна из самых скандальных и проблемных. Отсутствие эффективной госпрограммы по развитию, запрет экспорта, разгул коррупции, «черные» лесорубы – все это ложится непосильным грузом на министра Кутового. Премьер и украинское общество требует решения проблемы, а у министра нет никакого понимания, что со всем этим делать.

И все недалекие попытки хоть как-то сгладить ситуацию приводят лишь к очередному скандалу. Как это было с презентацией интерактивной карты незаконных вырубок леса. В документе обычные долины в Карпатах были обозначены как огромные незаконные рубки. И министр очень боится, что в итоге премьер озлобится на него и снимет с должности. Тогда все наработки по приватизации пройдут мимо его кармана.

Поэтому Тарас Кутовой принял решение избавиться от проблемного сегмента его зоны ответственности – сбагрить лес за хорошие «дивиденды» в Минэкологии. А желание смежного министерства и сторонников идеи изъятия леса у Минагропрода только подыгрывают Кутовому.

С идеей забрать контроль над лесами Украины одновременно выступают сразу несколько лоббистов. Первый и главный — министр экологии Остап Семерак. Он предлагает создать новую службу природоохранного контроля и передать леса ей. Так как нынешние распорядители рассматривают древесину как ресурс.

Активно лоббирует эту тему и нардеп Остап Еднак, построивший свой бизнес на переработке и продаже леса. И пока леса не создавали таких проблем Тарасу Кутовому, он оказывал активное сопротивление своим оппонентам. Но неделю назад его мнение кардинально изменилось.

«Государственные предприятия не должны быть монополистами в управлении лесами», — заявил министр на первом заседании рабочей группы по реформированию подходов в управлении лесными ресурсами.

Примечательно, что на этом совещании под эгидой Минагропрода сами организаторы оказались в роли обычных слушателей. Это наталкивает на мысль, что вопрос с передачей леса практически решен.

В свою очередь Остап Еднак представил общую концепцию будущего лесной промышленности. Ее суть сводится к тому, что у лесников нужно забрать пилы и оставить им только обязанности по уходу и выращиванию леса. Всем остальным будет заведовать мифическая Служба лесов Украины.

Это, кстати, интересная организация. Она, по плану заинтересованных реформаторов, должна объединить под своим началом все лесхозы страны. Сейчас они являются отдельными юрлицами и имеют право торговать древесиной, на этом зарабатывают деньги на воспроизведение леса и отчисляют налоги в местные бюджеты.

Но в будущем они лишатся такого права. И все средства будут идти в Службу лесов Украины, зарегистрированную в Киеве. Соответственно, и налоги будут платить в столице. И уже из центра будут решать, кому сколько выделить. К слову, многие регионы страны: районы, поселки, села – выживают благодаря налоговым отчислениям от лесхозов.

Запланировали реформаторы и уменьшить штат работников леса. Сократить половину из 50 тысяч сотрудников. Они будут не нужны.

Но самое интересное впереди. По замыслу Остапа Еднака и Остапа Семерака, Служба лесов должна быть полностью государственной компанией. Хотя леса и так принадлежат государству.

Но вопрос в другом. В 2015 году бывший глава Гослесагентства Александр Ковальчук уже пытался «протащить» реформу лесной отрасли. Она предполагала ликвидацию лесхозов и создание на их базе государственной корпорации. И главная ее задача – самоокупаемость. При отсутствии бюджетного финансирования и запрета экспорта необработанной древесины она обречена на убыточность, а следовательно, на продажу/приватизацию.

И тогда Украина уж точно может забыть и об экологии, и о возрождении лесов. Сейчас эта отрасль приносит государству в среднем 4 млрд грн в год. А после приватизации все деньги уйдут к частникам. Последствия такого шага вполне предсказуемы – частник заинтересован в получении прибыли, но не в «грамотном лесопользовании». И при таких подходах уже через несколько лет мы можем просто забыть о зеленых насаждениях, ведь в ведении лесхозов сейчас 73% лесных ресурсов страны. Первые шаги «благодаря» Тарасу Кутовому уже сделаны