Россия вернулась на мировую арену не только как соперник Запада, но и государство, которое стремится влиять на внутреннюю политику западных стран

Об этом в статье для Financial Times пишет сотрудник программы по России и Евразии Chatham House (Королевского института международных отношений Британии) Лилия Шевцова, передает Politeka.

По ее словам, Россия создала новый интеллектуальный и геополитический вызов, а недавние обвинения во вмешательстве Москвы в президентские выборы в США свидетельствуют об уязвимости перед российской властью — реальной или воображаемой.

Шоу Путина об Украине, Сирии и России, встающей с колен   

«Несмотря на то, что она намного слабее Советского Союза, Россия сегодня, тем не менее, обладает большей способностью устраивать проблемы, чем коммунистическая империя когда-либо, в то время как западные дискуссии о том, как сдержать (или одержать верх) Россию наполнены беспомощностью», — пишет Шевцова.

Автор напомнила, что власть в России так и не стала либеральной, однако, именно российские либералы сыграли важную роль в создании современной системе власти.

«Сдерживание требует идеологической ясности, но неоднозначность мира после холодной войны сделала такую стратегию бессмысленной. Как сдержать соперника, который использует ваши же либеральные лозунги против вас? Как сдержать соперника, который создал мощные лоббистские сети в западных обществах? И как сдержать соперника, который прибегает к ядерному шантажу?», — задается вопросом Шевцова.

В Кремле, по ее мнению, понимают, что былая агрессия обречена на провал, поэтому там сменили тактику, призванную разделить либеральный мир. К тому же, антизападные настроения в России начали ослабевать: 71% россиян сегодня говорят, что хотели бы нормализовать отношения с Западом. «Получается, Кремль пытается найти новый баланс между тем, чтобы «поддерживать Запад» и «выступать против западной политики».

Как Путин и Асад поставили на колени сирийский Сталинград

«Новая мантра о «транзакционных отношениях» (политика, которую, как ожидается, поддержит новоизбранный президент США Дональд Трамп) точно не вселяет особой надежды. Москва готова к новой «крупной сделке» и ее требования предельно ясны. Она хочет не только «Новую Ялту», но и одобрение Западом права России истолковывать глобальные правила так, как считает нужным, и строить порядок, основанный на балансе интересов и полномочий», — заключила Шевцова, добавив, что система РФ отвергает саму идею пойти на уступки «враждебной цивилизации».

Автор статьи считает, что Запад сегодня стоит на пороге новой эпохи, когда нужно пересмотреть многие из аксиом периода после холодной войны.

«Запад не сможет ответить, пока не решит, что делать с механизмами поддержки нелиберальных систем, таких как российская, которые укоренились в обществах, и до тех пор, пока не станет менее противоречивым в защите либеральных демократических норм. Перспективы таких изменений, однако, остаются неутешительными. Политические элиты в России и на Западе не продемонстрировали никаких признаков того, что знают, как управлять антагонистическими отношениями в эпоху глобализации», — резюмировала Шевцова.