В этом году исполняется 25 лет с начала грузино-абхазской войны, а беженцы из Абхазии до сих пор испытывают прессинг

«Раньше люди из Абхазии могли легко попасть в нашу деревню через мост, – рассказывает Цицино Библая, руководитель гражданской правозащитной организации «Эгрисси», беженка из Абхазии.

По словам Библаи, раньше пограничниками были абхазцы, с ними было проще договориться: свой своего поймет. Но потом поставили русских, чтобы этих близких связей не было. Русские не пускают грузин на ту сторону, взяток тоже не берут.

Как вспоминает Цицино, перемещение людей никогда не прекращалось. На обеих сторонах был даже налажен транспортный бизнес: курсировали маршрутки, привозившие абхазцев на границу, а на грузинской стороне их уже ждали другие перевозчики и отвозили, куда кому нужно.

Два месяца тому назад этот пешеходный переход закрыли. Официальных причин никто не называет.

«Официально в нашем селе зарегистрированы 1400 беженцев. Хотя большинство здесь не проживает. 70% из них уже вернулась назад к себе домой. Ведь им негде было жить. Конечно, люди получают пособие для беженцев, пенсию, социальный услуги. Им сложно жить в Абхазии. Всех заставляют взять российские паспорта. Не хотят. Зачем? Они ведь грузины. Прессинг сильный»,  – констатирует глава села Натия Цитлидзе.

По  словам Цитлидзе, попасть в Абхазию грузинам сложно. По словам местных, обычно едут, если кто-то умер. Для этого нужно иметь приглашение родственников, которые на границе вас обязаны встретить. Скорее всего, пограничникам придется  показать советский паспорт и свидетельство о рождении, подтверждающее, что вы родились в Абхазии. Чтобы пройти, нужно уплатить 250 рублей.

В абхазских школах грузинский язык не изучают. Официальный – русский, наряду с абхазским.

«Они сами ничего не могут сделать. Даже директоров в школах не назначат без согласия Москвы, – говорит Цицино. — Знакомую директора школы в Абхазии уволили только за то, что в тумбочке нашли грузинскую книгу. Если Москва уйдет из региона, весь конфликт разрешится сам по себе».

«В войнах виноваты не обычные люди, а правительство каждой страны по отдельности. Если бы могла обратиться к виновникам, то бы сказала им – хватит уже войны, мы хотим мира, больше ничего», — считает беженка из Абхазии Римма, учитель биологии.

Источник: Politeka.