2 июня 2017 в Киевский городской совет было подано заявление о регистрации местной инициативы «о запрете использования на территории столицы Украины — города Киева в качестве топлива в промышленных масштабах каменного угля»

О вреде, который наносит здоровью людей зола от угля, и бездействии власти в решении этого вопроса специально для Politeka рассказал соавтор инициативы и эксперт по проблематике зол-шлакового отвала на озере Гарячка в Дарнице Павел Приходченко.

Павел Приходченко, местный житель. Мы вместе с ним находимся напротив ворот, ведущих на золоотвал. Если верить тому, что написано в паспорте Дарницкой ТЭЦ и информации Дарницкой администрации, там находятся сотни тысяч или миллионы тонн каменноугольной золы, которая идет по пульпопроводам с Дарницкой ТЭЦ. Несколько тысяч тонн воды стекает в Днепр, а зола остается здесь. Зола и шлак накопились и продолжают накапливаться, наращивать дамбу, которая уже достигает нескольких метров. Все это понемногу разносит ветер. Потом зола оседает на нас и попадает в наши легкие. Мы спрашиваем у Приходченко, какой вред это наносит людям.

— Бывает ли такая зола, которая полезна для здоровья?

— В сказках про эльфов, разве что.

— Она пылит с этого золо-шлакоотвала? Говорят, что эта пыль покрыта слоем воды и не летит с территории отвала.

— Он был покрыт слоем воды где-то в течение нескольких лет. Но когда станция полностью перешла на уголь в качестве топлива, золоотвал был переполнен. Было прекращено влажное хранение, и зола начала храниться на поверхности. То есть вода теперь ее не покрывает. Все это благополучно летело и продолжает лететь на нас. Наши киевские руководители сделали финт ушами — они изменили условия хранения золо-шлака с влажного на увлажненный. Кто-то им подсказал, что это, возможно, и полезно для людей, для десятков тысяч людей, живущих рядом.

— Рядом мы видим десятки многоэтажек. Озеро Горячка, используемое в качестве золо-шлакоотвала, находится в центре Дарницы с населением в 1,4 миллиона человек. Если бы Дарница была отдельным городом, то она была бы восьмым по величине в Украине.

— Опасность золо-шлака состоит не только в том, что он вызывает силикоз. Вспомним события 1 июня, День защиты детей, когда были засняты облака этого золо-шлака, которые шли на жилые кварталы. Мы все это видели. После этого нам предоставили фото труб, из которых вроде бы полилась вода и пыление уменьшилось. Мы, наверное, должны быть благодарны Дарницкой ТЭЦ. Но были проведены четыре экспертизы, которые засвидетельствовали критическое загрязнение золо-шлака тяжелыми металлами. Во-первых, мы говорим о превышении ГДК (гранично допустимой концентрации) в десятки раз — меди, цинка, никеля, свинца, кадмия. Фона ртути — в 17 раз.

зола2

Во-вторых, мы говорим о превышении в воде, которая сливается тысячами кубометров в сутки, мышьяка в 14 раз относительно норм для поверхностных вод, в 7 раз относительно норм для канализации. То есть эту воду нельзя даже сливать в канализацию, настолько она загрязнена мышьяком в соответствии с тестом, который провели в конце 2016 года.

— Я не могу передать словами тот запах, который я здесь чувствую — это очень тяжелый запах гари и пыли. Вот мы видим припаркованные здесь прямо за забором машины — они покрыты толстым слоем золы и пыли.

— Все было бы ничего, если бы мы с вами эти результаты анализов нарисовали, придумали. Но анализы были сделаны четырьмя аттестованными аккредитованными лабораториями. Результаты были подтверждены. Практика загрязнения абсолютно и полностью была подтверждена по Змиевской ТЭЦ, исследованиями по Бурштынской ТЭЦ, где раньше работал господин Селиванов.

— Господин Селиванов — это директор чего?

— Это директор Дарницкой ТЭЦ, ООО «Евро реконструкция».

Даже за океаном в Америке организация «Врачи за социальную ответственность» сказали, что золо-шлак критически, чрезвычайно сильно загрязняет окружающую среду, почвы, воды кадмием, мышьяком, селеном, ванадием, ртутью и другими ядами. Риск заболеть раком в зоне действия пыли растет в разы, риск заболеть раком в зоне воздействия воды, которая попадает в водные горизонты, что мы еще не определили с помощью местных органов власти, растет в 50 раз.

— Кто несет за это ответственность?

— Если не ошибаюсь, тот, кто загрязняет.

— А кто позволяет тому, кто загрязняет такой деятельностью заниматься?

— Те, кто закрывают на это глаза. Согласно известной мне информации, ООО «Евро реконструкция» постоянно говорит об отсутствии загрязнения, об отсутствии вреда, о наличии какого-то заключения экспертизы.

— Вот эти пыль и зола, которую мы видим на стекле этой запаркованной машины, они накапливаются у нас на поверхности легких?

— Если бы на поверхности, все было бы ничего. Пыль проникает в легкие, режет легкие, режет альвеолы, уничтожает альвеолы ​​и через много лет эффективный объем легких уменьшается, и человек умирает с симптомами сердечной недостаточности. Никто не догадывается, почему это произошло, у нас никто не смотрит, какова истинная причина смерти и болезни человека.

зола

— В 2011 году станция была полностью переведена на уголь донецкого региона.

— Да, но некоторое время там было достаточно места и золо-шлак был покрыт водой. Очень скоро озеро было переполнено, и зола начала лететь. Поэтому мы говорим о 2013-2016 годах.

— Была комиссия в Киевской администрации относительно золо-шлакоотвала ТЭЦ-4. Каков результат деятельности этой комиссии? Они поставили фильтры, видимо они решили вопрос золошлакоотвала?

— Я не принимал никакого участия в деятельности этой комиссии. Но есть рабочая группа, куда меня любезно пригласили наши местные депутаты в качестве местного жителя и эксперта в этих вопросах, который уже год занимается этим вопросом профессионально. Было предложено поливать золоотвал и было предложено ожидать 5 лет до установки фильтров и сухого золоулавливания. Причем очистки от газов и наиболее опасного серного ангидрида, образующегося при сгорании угля, даже не предвидится. Никто этот SO2, никто этот ангидрид с Дарницкой ТЭЦ ловить не собирается. Тот смог, который был зимой, и который, по убеждению ученых, случается, в том числе, и по вине угольных ТЭЦ, будет продолжаться.