21 июля в Украине отмечается один из древнейших праздников земледелия – Зажинки или Жатва, Прокопа

По преданию этот день праздновался в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву начинает». Сама история Прокопия восходит к древнему Иерусалиму. Еще будучи язычником, Прокопий занимался гонением на христианство, а когда ему лично явился Иисус Христос, стал его рьяным защитником. За что и был казнен.

По старому стилю память Прокопия Жатвенника отмечается 8 июля.  Именно отсюда и происходят христианские корни Зажинок. Но, безусловно, сам праздник имеет древние языческие корни. Наши мудрые предки придерживались астрологических циклов и отмечали праздник первого урожая на исходе Луны в середине лета. Ныне празднуют в самом конце уборочной страды, без привязки к христианскому календарю. Да и само название люди изменили, чтобы оправдать перенос даты.

Другие источники утверждали, что Зажинки припадали на 29 июля в день памяти священномученика Афиногена. В народе считали, что в этот день лето «перешагивает знойный возраст». «Если этот день с теплом да со светом – уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым – хлеб в снопе прорастет», то есть погода принесет дожди и сырость. По народным приметам после жатвы заканчивались жаркие летние дни, а ночами станет холодать.

Каждая семья празднично отмечала окончание уборки урожая. Считалось, что каков будет зажин, таковы и Зажинки. Летняя жатва подводила итог всему тяжелому труду селян.

Праздник земледелия Зажинки

Праздник земледелия Зажинки

На Зажинки хозяйки убирались в доме и во дворе. Праздничный стол обязательно накрывался белой скатертью, куда ставились хлеб-соль.  Также на Зажинки женщины в нарядных одеждах в самого утра шли в поле и приступали к первой жатве. Хозяйка сжинала первый сноп и приносила его в дом, предварительно украсив цветами. Потом глава семейства, предварительно подбросив сноп, ставил его на лавку под икону. И там сноп находился там до Первой Пречистой, когда его обмолачивали, а освещенное в церкви зерно использовали для первых посевных во время озимого сева.

В народе существовал такой обряд, как «покрывания поля». Так, нужно было встать еще до восхода солнца и прийти на поле и поклониться древним духам. Это нужно было для того, чтобы духи подарили щедрый урожай. И уже после «покрывания поля» начинались зажинки.

Так, хозяин или хозяйка, прибыв на свою ниву, раскладывали чистую скатерть, на которую клали хлеб, что-то из освященного на Пасху — в основном засушенный кулич и разную еду. Все становились лицом к солнцу. Хозяин говорил:

Сонце праведне, святі Петре й Юрію, наші святі душечки,
Виростили ви хлібець Божий на ниві, внесіть його в наші руки…
Докотись, хлібцю святий, житечко наше, у наші клуні-стодоли…
Хмари дощові, бурани, громи-блискавиці, і ти, граде б’ючий, обходьте нашу ниву стороною і до нас не наближайтесь…

Хозяйка говорила:

Душечки святі, охороняли ви нашу ниву, 
Внесіть хлібець вятий у наші руки… 
А все лихе, все зле, йди на ліси, болота, очерети; згинь, пропади, щоб і голосу твого ми не чули… на наші ниви не ходи. 

После этого все садились вокруг скатерти и вынимали серпы. Первую горсть жнет хозяин, за ним хозяйка. Из первых двух горстей составляли зажинковий КРЕСТ. Затем жнут 5-7 снопов, иногда только три. В некоторых местностях нажали количество снопов по количеству душ в семье. Снопы ставили колосьями вверх.

После этого хозяйка с хозяином нажали по горсти и раскладывали обжинковый крест.  Затем снопы ставили в круг, а в этом кругу расстилали скатерть и раскладывали на нее еду (как это было в самом начале ритуала). Все члены семьи садятся вокруг скатерти — в кругу снопов: едят, шутят, вспоминают прошлогодний урожай, жатву за «покойного отца» (или деда, мать), поминают их.

Кроме того, люди верили, что зерна первого снопа обладают целебными свойствами. Например, даже солому с первого снова отдавали домашнему скоту, чтобы не болели. Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. На Зажинки люди пели специальные песни. Иногда на Зажинки приглашали и священника.

Источник: Politeka