РФ также не готова принять беженцев из Центральной Азии, если к ним придет война

Российские эксперты из Комитета гражданских инициатив, который возглавляет экс-министр финансов РФ (2000-2011) Алексей Кудрин, сегодня, 28 октября, представляют доклад о ситуации с беженцами в России. Авторы доклада резко критикуют действия российских властей по приему переселенцев из Украины и заявляют, что чиновники провалили кампанию помощи переселенцам, сообщает РБК.

Эксперты напомнили, что в начале октября 2014 года глава Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский приводил статистику, согласно которой с 1 апреля 2014 года в Россию прибыло свыше 1 миллиона беженцев, порядка 400 тыс. получили статус временного убежища, еще 200 тыс. — разрешение на временное проживание. При этом число переселенцев, которые собирались находится в РФ длительно без каких-либо документов, превысило 600 тыс. человек.

Однако из выступления Ромодановского и материалов ФМС до конца не ясно, сколько украинцев получили статус беженца, какая точная численность получивших временное убежище, сколько беженцев его продлили и сколько переселенцев стало участниками госпрограммы добровольного переселения. «Создается впечатление, что эти цифры умышленно скрываются от общественности», — отмечается в докладе.

В свою очередь эксперты приводят собственную статистику, полученную из разных источников. По их данным, статус беженца предоставлен всего 317 тыс. переселенцев, статус временного убежища — 378 тыс., а участниками госпрограммы переселения стали 40 тыс. прибывших из Украины.

При этом эксперты также ставят под сомнение официальные данные по общему числу находящихся в РФ граждан Украины всех категорий — 2,6 млн человек. Они напомнили, что глава ФМС РФ ранее заявлял, что в 2013 году, по оценкам ведомства, в России работало около 2,9-3 млн выходцев из Украины. Но в последующие два года ситуация в Украине изменилась не в лучшую сторону, поэтому «численность граждан, находящихся в России, не могла уменьшиться».

Кроме того, авторы доклада констатируют, что «материальные блага», которые дают эти формы легализации в России, недостаточны, а чтобы их добиться, часто нужно пройти долгие бюрократические процедуры.

Статус временного убежища дает право на работу только в том случае, если беженцы сами нашли себе жилье. Для получения этого статуса также необходимо пройти медицинское освидетельствование, которое занимает от 1 до 3 месяцев. В это время переселенцам нужно «на что-то жить», поэтому им приходиться трудоустраиваться нелегально, говорится в докладе.

Статус участника программы переселения соотечественников дает возможность получить гражданство РФ при условии, что украинские беженцы имеют регистрацию по месту проживания. Но для большинства из них, как и для переселяющихся граждан из других государств СНГ, «прописаться» в России «практически нереально», отмечают российские эксперты.

Они напомнили, что еще на первой конференции Союза беженцев Украины, которая состоялась 15 октября 2014 года, члены организации сообщили, что наиболее распространенными проблемами для них являются получение статуса в ФМС, устройство детей в школы и детсады, получение медицинского обслуживания и гуманитарной помощи, трудоустройство и поиск жилья.

Также до сих пор не решен вопрос с оказанием беженцам медицинской помощи из-за отсутствия у них полиса медицинского страхования, не решена проблема с выплатой пенсий по возрасту и инвалидности, отмечают специалисты КГИ.

Таким образом, констатируют эксперты кудринского комитета, Россия не смогла эффективно использовать трудовой потенциал беженцев из Украины, которые по своей профессиональной подготовке значительно отличаются от трудовых мигрантов из Средней Азии.

«Распределение беженцев по субъектам РФ проводилось без учета имеющейся у них профессии, специальности. Прибыв на место назначения, многим приходилось трудоустраиваться не по специальности, что негативно скажется на их профессиональных навыках. Опытные инженеры и профессионалы технических специальностей вынуждены работать грузчиками и строителями, чтобы как-то прокормить семью и оплатить временное проживание», — говорится в докладе.

Эксперты КГИ также опасаются, что в случае если военные действия, которые ведутся в нескольких странах Ближнего Востока, дойдут до государств Центральной Азии, в Россию хлынет «огромный поток совершенно других беженцев», к приему которых страна не готова.

Как сообщалось ранее, Россия не готова принимать беженцев из Сирии, несмотря на поддержку режима Башара Асада. Те сирийцы, которые рискнули отправиться на территорию дружественной  страны, сталкиваются с огромными трудностями. РФ готова оказывать Дамаску военную помощь, но беженцам помогать не хочет. В Россию же в этом году пытались попасть 120 тыс. человек по сравнению с 700 тыс. мигрантов, желающих попасть в страны Европы.

Напомним также, что с начала текущего года число покидающих Россию украинских беженцев росло с каждым днем. В среднем в мае за сутки российскую территорию покидали более 100 граждан Украины, возвращаясь на родину. При этом в приграничных областях РФ закрывались пункты их временного размещения.