— Как вы оцениваете ситуацию с Михеилом Саакашвили?

— Не стоит демонизировать и считать, что Саакашвили является воплощением всех бед и проблем Петра Порошенко. Но он точно является фактором, который очень сильно дестабилизирует ситуацию, пугает действующую власть. Власть критикуют много, но так ярко, как это делает бывший президент Грузии, тяжело кому-то сделать. Они такой критики боятся и борются с ней в абсолютно неадекватный способ.

Своими необдуманными, бестолковыми действиями по отношению к Саакашвили, власть наносит себе непоправимую пользу. Видим применение двойных стандартов. С одной стороны, Саакашвили обвиняют в факте телефонного обсуждения чего-то там с Сергеем Курченко. Но никто не расследует, что во время Майдана действующий президент Порошенко совершал сделку с Курченко. Более того, закрывалась эта сделка уже после окончания революции и его победы на президентских выборах. Порошенко и тогдашний глава его администрации Борис Ложкин получили эти деньги не в Украине. Они не заплатили за них налоги. Но это у Генпрокуратуры вопросов не вызывает.

Ситуация с Саакашвили – это политическая расправа. Перспектив это дело не имеет. Выборное правосудие не является признаком не то что европейской, а любой нормальной демократии.

— Получается, партия «Основа» не поддерживает действия власти, но и не поддерживает самого Саакашвили, потому что флагов «Основы» возле Верховной Рады не было.

— К сожалению, такие стихийные вещи, необдуманные действия власти могут привести к революционному варианту развития событий. Считая абсолютно необходимой, важной и нужной перезагрузку даже не столько лиц во власти, сколько системы в целом: и парламента, и президента. При этом «Основа», как оппозиционная политсила, считает, что перезагрузка власти через улицу, точно не нужна. Рисков, которые порождает третий Майдан, будет гораздо больше, чем достижений.

Нужно дожать власть, президента, объявить и пойти на досрочные перевыборы. Важным аспектом в этом являются их действия по отношению к НАБУ. Верю, что западные партнеры, от которых сильно зависит сегодняшняя власть, смогут заставить их пойти на досрочные перевыборы. При этом мы поддерживаем Саакашвили в его требованиях народного импичмента, выборам народных депутатов по новому закону, о снятии неприкосновенности. Но это не самые первоочередные вопросы, которые сегодня стоят перед Украиной. На первом месте – как возрождать экономику. Без этого, идти на перевыборы, чтобы одних поменять на других – это подход, который Украина проходила много раз, и он не дал результатов.

Саакашвили против Банковой: чем закончится противостояние

Сейчас «Основа» работает над домашним заданием, чтобы, когда выйдем на досрочных или плановых выборах, могли представить четкий план, который будем реализовывать, а не просто красивые лозунги.

Михеил Саакашвили серьезный политик, но часто он берет эмоцией. Время эмоций в Украине прошло. Настало время выбирать головой и рассудком. В политику должны прийти люди, которые доказали, что они не болтуны, не фейсбучные активисты, а создавали и создают что-то реальное. Работали в определенной отрасли и стали профессионалами, добились результата и готовы этот опыт применять.

— По социологическим опросам, сейчас в десятке лидеров все те же партии, которые были во власти, все те же люди, кроме Святослава Вакарчука.

— Нет. На первом месте в опросах «новая партия» или «другой кандидат» — это самое главное, что нужно знать про социологию.

— Но у всех людей разный «другой кандидат».

— Они просто не знают, кто этот другой.

Вопрос заключается в том, что люди точно не хотят теперешних. Это сейчас главное. Люди устали от одних и тех же лиц. Но вопрос не в том, чтобы предложить симпатичное новое лицо, которое поет, рассказывает анекдоты, умничает, а в том, чтобы за этим человеком были реальные успешные дела, чтобы этот человек обладал компетенцией, у него была команда. Если мы опять выбираем мессию и не понимаем, кто же будет работать рядом с ним, это не отвечает на запрос, который сегодня стоит перед Украиной.

Тем, кто претендует на первые позиции в государстве всегда нужно задавать прикладные, практичные вопросы: как будешь это делать шаг за шагом? Где план? Кто будет это реализовывать? Если говоришь «подниму зарплаты» — за счет чего? Как будет расти экономика? Если это мир – то мы воюем, пока не победили, или сдали Донбасс и ушли, или договариваемся на каких-то условиях? Никто из политиков не готов уходить в детали обсуждения. Кто-то просто кричит, что надо свободный рынок земли, а кто-то, что рынка земли нельзя. Почему нельзя? Как прийти к тому, чтобы он был цивилизованным? Все эти аспекты слишком сложны для простого лозунга, который можно быстро написать на баннере, но эти вопросы нужно задать политикам. Украинцы должны привести во власть тех, кто готов ответить и предоставить заранее свои планы и возможные коалиционные соглашения.

— Это коалиционные соглашения они тоже готовили заранее, правда, многие пункты не выполнили.

— У каждого был свой план. Потом «Народный фронт» начал скрещиваться с «Блоком Петра Порошенко» и нарисовали коалиционное соглашение, которое не выполнили даже на 10%. Сейчас коалиции в парламенте не существует.

— Может ли сейчас кандидат, например, в президенты прийти без поддержки кого-то из олигархов?

— Безусловно. Следующего кандидата от олигархов, коим сегодня является Петр Порошенко, Украина не переживет. Олигархический способ построения экономики себя изжил. Весь запас прочности, все, что могли разграбить олигархи, они уже разграбили. Уже невозможно еще раз поставить своего ставленника, штучного президента, потому что страна развалится. Главный мой страх, может ли страна при этом президенте и при этом экономическом курсе, дотянуть до 2019 года. Эмоционально хочется поскорее выборы, чтобы с ними попрощаться и попытаться сделать что-то новое.

— Юридических оснований для перевыборов пока нет.

— Есть железобетонное для парламента юридическое основание – отсутствие коалиции. Сейчас ее нет. После того, как она была объявлена, ряд депутатов вышли из нее. Сегодня на требование элементарно предоставить 226 фамилий – нет информации, потому что нет коалиции. Власть держится на фейке. Сегодня уровень поддержки парламента меньше 2%. Уровень доверия к президенту – 5%. Эту социологию, провели американские республиканские институты.

— Украинские показатели другие: у президента около 20% поддержки.

— Нет. Это уровень рейтинга Порошенко, который назвали три социологические фирмы. Есть основания не доверять ряду социологических структур, на которые имеют влияние определенные партии. Но у меня есть все основания доверять международной компании, которая по заказу международного республиканского института проводила опрос 30 тыс. человек. Эти цифры похожи на правду. Такие опросы проводят четыре раза в год. Каждый раз они показывают колоссально низкий уровень поддержки власти.

Андрей Еременко о ложных рейтингах и манипуляции в соцопросах

Что происходит в нормальной стране, когда есть кризис власти? Идет перезагрузка демократическим способом. У нас же власть, несмотря на низкий уровень поддержки, пытается до последнего удержаться в кресле, пока народ не встает и не выносит. Пока у нас к власти не придут люди, которые поймут, что целостность страны и безопасность всех граждан, а не их личная, важнее, чем их нахождение на кресле, будут повторяться такие циклы. Надеюсь, в этот раз мы такого не допустим.

— Чем закончится история с Михеилом Саакашвили в Украине?

— Если Саакашвили задержат, это будет начало большого полноценного Майдана. Они не смогли его 100 метров по улице провести. Представьте, сколько тысяч людей будет возле места, куда его привезут после задержания. Если их попробуют разогнать, Порошенко в этот же день покинет страну. Вот мой прогноз.

Саакашвили ничего не сделают. Он будет продолжать выступать и системно критиковать власть. Чем больше будут с ним бороться, тем больше шансов, что это закончится Майданом. Единственный выход из кризиса с Саакашвили – это мирное объявление досрочных парламентских или президентских выборов, или лучше обоих сразу. Порошенко побоится идти на президентские выборы, хотя они должны бы быть первыми. Скорее он запустит парламентские, тем более есть основания – отсутствие коалиции.

— Почему сейчас происходит конфликт между НАБУ, ГПУ и СБУ?

— Потому что никто не делает выводом из того, что уже было. Пилить сук, на котором сидишь – традиционная постсоветская забава. В Украине она особенно ярко проявляется.

Президент развернул борьбу через подконтрольные ему силовые органы ГПУ и СБУ против антикоррупционного, который поддерживают США. По факту, Порошенко начал воевать с Западом. Сознательно либо по глупости он лишается единственных мощных союзников, от которых зависит. Все его транзакции, офшоры и другие неприглядные вещи контролируются Западом. Там его терпели исходя из того, что он может и не лучший персонаж, но считали своим.

Не так давно, на главной странице Bloomberg было фото Порошенко с текстом: «Мы поддержали не того человека». Основные западные СМИ прямо говорят о его коррупционности. Уже есть заявление Международного валютного фонда, что Украина банкрот. В наших золотовалютных резервах лежит $13 млрд МВФ. Если фонд завтра прекратит финансирование, и отвернутся остальные доноры, то Украина объявит дефолт. Если объявят дефолт, курс будет не 27 грн за доллар, а в разы больше. Тогда Порошенко вынесут моментально. Поэтому логики в происходящем не вижу.

Поняв масштаб и жесткость реакции Запада, Порошенко выступил с заявлением, что будет вносить закон об Антикоррупционном суде. Но поздно пить «Боржоми». Он может внести сколько угодно прекрасных законов, но к нему нет доверия.

Сытник против Луценко: кто победит в войне компроматов

Процесс перезагрузки власти в Украине произойдет, когда Европа и США, увидят достойную альтернативу. Они не запускают этот процесс, не дожимают Порошенко, потому что не хотят, чтобы к власти пришел «Оппоблок», прокремлевский кандидат.

— Что должно произойти, чтобы Порошенко снова стал президентом?

— Без фальсификаций и жесточайшего использования админресурса, президентом второй раз он не станет. Все, кто сегодня пытаются рассказать о безальтернативности президента – это работающие на власть люди. Сегодня есть альтернатива, сопоставимая по рейтингу – это Юлия Тимошенко либо «другой кандидат», который не визуализирован.

Сегодня в обществе запрос на новое лицо, способное принести не только мир, но и благосостояние гражданам. К сожалению, никто из первых номеров рейтинга не является этим человеком. Поэтому шансы, что кто-то из лидеров рейтинга станет следующим президентом, оцениваю как минимальные.

— Вы видите кандидата, вокруг которого объединилось бы общество, который мог бы хотя бы во втором туре обойти первую тройку сегодняшних лидеров рейтингов?

— Таким кандидатом, если бы он согласился, мог бы стать один из лидеров партии «Основа» Сергей Тарута. Есть еще ряд людей, которые способны и подготовлены, но они не хотели бы, чтобы я озвучивал их имена. Власть сразу же начнет бороться против них. Тарута не скрывает, что борется против власти, так что его фамилию могу назвать.