О социальном хаосе

Ситуация с Михаилом Саакашвили – это еще одно свидетельство катастрофической деградации правовой системы в Украине и дальнейшей делегитимации украинского государства в лице его институтов, правоохранительных органов. Сейчас правоохранительные органы неспособны и не готовы использовать насилие, а легитимное и легальное использование насилия в случаях и пределах, определенных действующим законодательством, является монополией государства. Это еще одно свидетельство дальнейшей деградации правовой и политической культуры в Украине. Свидетельство того, что мы движемся к социальному хаосу, что в Украине все большей становится вероятность, что люди с оружием начнут навязывать свои правила. Свидетельство того, что пространство для рациональной дискуссии в Украине сокращается.

Не хочу определять, кто в этой ситуации был прав, кто нет. Могу лишь говорить о том, какую реакцию вызвала эта ситуация. В таких случаях вспоминаю притчу Соломона о двух женщинах, которые не могли поделить ребенка. Когда Соломон сказал разорвать этого ребенка и отдать каждой по половине, уступила настоящая мать ребенка, потому что другой было безразлично. Когда смотрю на поведение украинских политиков, готовых вцепиться друг другу в глотку за власть, понимаю, что им наплевать на Украину, на украинский народ. Единственное, что их волнует – личный материальный и социальный статус. Хотелось бы, чтобы кто-то, наконец, продемонстрировал себя в качестве ответственного политика.

Как должна вести себя власть в этой ситуации? Здесь очень простой принцип. Когда не знаешь, как поступить – поступай по закону. Во время Революции достоинства мы выдвигали один из главных лозунгов: построение в Украине правового государства. Что такое правовое государство? Это государство, которое функционирует исключительно в пределах и на основаниях действующего законодательства. Никто не говорит, что правовое государство – это государство, которое руководствуется целесообразностью, которое существует, чтобы удовлетворять прихоти чиновников. Есть закон, есть требования закона. Пожалуйста, выполняйте их.

Андрей Николаенко о досрочных выборах и конфликте власти с НАБУ

Если у вас претензии к гражданину, или негражданину, как в случае Саакашвили, что мешает действовать согласно закону? Следующий вопрос: мне хотелось бы, чтобы и Саакашвили выключил режим «политик» и включил режим «юрист». Начал возвращаться из революционного пыла, который, по его словам, лучше секса. Пусть лучше сексом займется и утолит свой революционный пыл. Пусть также вернется в правовое поле. Он, еще когда пересекал границу, делал громкие заявления, что будет оспаривать лишение себя гражданства в суде, но никаких шагов в направлении обжалования этого решения Саакашвили не сделал. Это свидетельствует о том, что желание обжаловать решение в суде у него нет, есть только желание спекулировать на этом, играть на настроениях общества, на настроениях недоверия украинских граждан к должностным лицам, государству.

Не хочу сказать, что в Украине нет протестного электората. Есть грандиозные протестные настроения. Да, ожидания от Революции достоинства не оправдались, но это не значит, что давайте все ломать и крушить. Если хочешь что-то поменять, нужно хотя бы изменить модель поведения. Практически все политические игроки способствуют дальнейшей деградации государственных институтов, социальных и правовых отношений. Саакашвили в Украине считали человеком, который провел реформы, модернизировал Грузию, который балансировал на грани существования, приучил грузин жить по закону. В Украине надеялись, что он и здесь будет исповедовать те же принципы. Но на самом деле Саакашвили ведет себя не лучше худших украинских политических клоунов, эксцентриков.

О войне всех против всех

Власть в Украине давно уже не имеет монопольного права на насилие. Если мы не хотим скатиться до гоббсовской «войны всех против всех», то только власть должна иметь такое право. Оно должно быть определено законом.

Власть должна иметь достаточный уровень легитимности, чтобы в глазах общества использование властью насилия воспринималось как должное и необходимое, как минимально необходимое зло, с которым приходится мириться ради достижения общенациональных задач, сохранения целостности сообщества. К сожалению, в Украине этого сейчас или нет, или постепенно не становится. Все больше социальных групп считают, что они имеют право использовать насилие, чтобы защищать и отстаивать то, что они считают правильным. Но когда они говорят, что общество поддерживает Саакашвили – это лицемерие и ложь. Правильно говорить так: какая-то часть общества поддерживает Саакашвили, это одновременно означает, что какая-то часть общества не поддерживает его. Все говорят от имени всего общества, хотя должны были бы говорить исключительно от имени своих сторонников.

Телетайп: а может, Петра Порошенко на троне подменили?

Я никому не делегировал право решать за себя. Имею собственное мнение. У нас достаточно высокий уровень свободы слова, можно артикулировать любые мнения. Возможно, мы это перерастем, научимся отделять, что правильно, что неправильно, о чем можно говорить, о чем не стоит, не потому, что это запрещено, а потому, что может иметь плохие последствия. К сожалению, сегодня значительное количество социальных групп считают, что они имеют монополию на истину. Они убеждены в своей правоте, а все остальные — идиоты. Если мы не поддерживаем определенную партию или политического лидера, то мы предатели, негодяи. Следующий шаг: если враг не сдается, то его уничтожают. Мы углубляемся в ситуацию, где наши оппоненты расчеловечиваются, оппонент превращается во врага. С врагами не ведут дискуссий, особенно в условиях нашей нынешней политической культуры.

Если дальше будем двигаться этим путем, очень плохо закончим. Рано или поздно нас поглотит хаос. Когда кто-то насмотрелся сериалов и говорит: «Хаос – это лестница», то хочу напомнить, что герой сериала, который так считал, закончил жизнь с перерезанной глоткой. Если кто-то думает, что в результате социальных беспорядков и использования насилия сможет навязать на улице свою волю другим, он глубоко ошибается. Любой вопрос не может решаться по принципу – кто сильнее, тот прав. Вижу в основном безответственные действия и заявления многих украинских политиков. Нам нужно, во-первых, категорически отказаться от использования насилия для достижения политических целей. Во-вторых, вернуться в рамки представительной демократии.