О российском газе

Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что Украина в 2018 году может обеспечить все потребности населения газом собственной добычи, но для этого нужно, чтобы «Укргаздобыча» увеличила объемы добычи. А руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев сказал, что Украина снова должна покупать газ у российского «Газпрома». При этом оба лукавят. Насалик — исходя из политических соображений, поскольку он ярко выраженный национально сознательный украинец, категорически считает, что не нужно покупать газ у РФ. Но собственного газа точно не хватит, минимум 15-16 млрд кубов нам нужно еще докупать.

«Укргаздобыча» действительно провалила программу наращивания добычи, они отстают от графика, следовательно, не выполнят программу 20/20, то есть 20 млрд кубов в 2020 году. Заявление Насалика скорее политическое, он понимает, что его не выполнят.

Коболев хочет хоть как-то сделать хорошую мину при плохой игре, потому что понимает, что экономически российский газ действительно гораздо более выгоден. Если бы Украина покупала его все это время, много сэкономили бы. Однако все это время он вместе с Витренко пропагандировал европейский вектор, даже 14 млрд кубов застолбили словацкого транзита, то есть взяли обязательства уже там. Коболев в этой ситуации хочет показать, что будет покупать российский газ, но вынужденно. Это хитрая позиция, потому что на самом деле вопрос покупки-непокупки российского газа – политический.

Сегодня для нас на первый план выходит цена, а цена российского газа гораздо более выгодная. Кстати, европейский газ – тот же российский, но прогнанный туда и сюда. Там такая химия, которая для всех очевидна. То есть мы и так потребляли российский газ, он только назывался европейским. Формула для российского контракта будет более выгодной, чем формула немецкого хаба плюс транзит так называемого импортного паритета.

Так называемая победа в Стокгольме стала возможной именно благодаря контракту 2009 года, подписанному Юлией Тимошенко. Там было все прописано, но нужно было работать. Этот контракт достаточно жесткий, но типичный с точки зрения России и «Газпрома» на 2009 год. После этого десятки стран в 2010-2011 году без лозунгов, без революции, без надрыва просто пересмотрели его условия. Поставьте себя на место компании, которая добывает газ: его заказали, она развернула свои мощности, пробурила скважины, купила оборудование, настроилась на добычу газа, а тут говорят: «Нет, мы не будем покупать у тебя, будем покупать в другом месте». А кому теперь эта компания будет его продавать? Поэтому норма «покупай или плати» не является аномальной. Другое дело, что за невыполнение этой нормы Украину ни разу не оштрафовали. Словакия и Польша, например, эту норму пересмотрели.

Коболев гораздо лучше себя чувствовал бы, если бы присудили не 5 млрд покупать у России, а 15. В 2014 году перехитрили сами себя, когда перестали платить «Газпрому» на очень выгодных условиях за последний квартал 2013 года, первый квартал 2014 года, считая, что они выиграют. Не выиграли. Юридически неправильно анализ сделали. Была непредсказуемая атака. Были исключительно урапатриотические лозунги. Минус 500 млн долларов для Украины – цена Стокгольма.

Выгодна ли новая цена «Газпрому»? Думаю, нет. Согласно решению арбитража, нам нужно найти $2 млрд, чтобы погасить долги, а возврат «Нафтогазу» не предусмотрен. Именно поэтому «Нафтогаз» в истерике требует повысить цены на газ, чтобы взыскать с населения эти деньги, чтобы вернуть долги, чтобы приступить к выполнению решения Стокгольмского арбитража.

О повышении тарифов

Я уже запутался из-за заявлений премьер-министра Владимира Гройсмана и всего правительства. Все говорят разные вещи относительно пересмотра цены на газ для населения.

Владимир Борисович на сегодняшний день прежде всего политик. Он понимает, что это политическая смерть для человека, который будет вынужден объявить украинцам, что нужно, чтобы им подняли цену на газ. Именно поэтому он хочет переложить ответственность на Насалика.

Валентин Наливайченко о «кремлевском докладе» и суде над агрессором

Разговоры в правительстве о том, кто хочет повысить цену на газ – детский лепет. Формула, которую разработал Насалик, предусматривала повышение на 8%, но Гройсман хотел, чтобы это озвучил министр энергетики. Он так и спросил: «Так это вы инициируете повышение цены на газ?» А Насалик ответил: «Нет, это глупости. Это не я, это МВФ». А МВФ говорит: «Просто выполняйте Меморандум, который подписали Порошенко, Яресько, Яценюк и Гонтарева». Кстати, трех из четырех фигурантов уже нет. А Порошенко тем временем в Давосе говорит: «Я, мое правительство и мой народ взяли на себя обязательства, за газ будем платить». Это политическая игра, не более.

Срыв очередного транша очень негативно повлияет на финансовую систему Украины, потому что НБУ на него рассчитывал. Поэтому и идет вокруг этого шантаж и политические манипуляции. Думаю, что трудно сбалансировать бюджет, чтобы и МВФ деньги выплачивать, и не повышать цену на газ для населения. Мы сами сели на шпагат, когда подписывали этот Меморандум, в котором предусмотрено резкое увеличение цены на газ.

Вторая ошибка: цену на газ подняли, но отпустили логику тарифообразования на тепло. Тепло делается из газа. Скажем, в Киеве тариф на тепло сейчас 32 грн за кв. м, в Виннице – 28 грн. Но есть города, например Кривой Рог, где 75 грн. То есть контроль за тарифообразованием потеряли. За это никто не отвечает. Ребята-невежды объявили, что это все рыночные отношения, децентрализация. Городские советы задрали цены на тепло — количество субсидиантов увеличивается, нагрузка на бюджет увеличивается. Уже точно не хватит заложенных 71 млрд грн на субсидии. С такими темпами и 100 млрд грн не хватит. А кто заплатит налоги за эти субсидии? В бюджете заложили такое, что выполнить невозможно.