— Какой будет ситуация с Михаилом Саакашвили в Украине?

— То, что его вывезли из Украины, для многих было неожиданностью. Но не думаю, что Саакашвили сам был против такого сценария. В Польше он не задержался, уехал в Нидерланды. Планирует довольно большой европейский тур. Не исключаю, что он вернется в Украину до президентских выборов. Он довольно активный игрок. Много кто его захочет использовать, прежде всего против действующей власти. Не секрет, что Саакашвили может вести переговоры за границей и с Коломойским, и с Онищенко, и с Курченко. У действующей власти достаточно много оппонентов и врагов.

— Кого Саакашвили может поддержать на президентских гонках?

— Выбор небольшой. Есть два кандидата, которые могут стать президентом: это действующий президент Петр Порошенко (Саакашвили его ни при каких обстоятельствах не будет поддерживать) и Юлия Тимошенко. Рейтинги обоих кандидатов достаточно низкие, поэтому я не исключаю, что теоретически может появиться третья кандидатура. Вероятнее всего, Саакашвили будет работать против Порошенко, не действуя открыто в пользу Тимошенко. Не исключаю, что в конце избирательной кампании он вступит в открытый союз с Тимошенко.

— Тимошенко, Садовый дистанцировались от Саакашвили. Может ли эта маленькая коалиция, которую мы увидели после Шегини, существовать?

— Прорыв Саакашвили в Украину был довольно ярким событием. Он проводил здесь массовые мероприятия. Делать вид, что ничего не происходит, не могли. Многие из сегодняшних украинских политиков даже опасаются Саакашвили, потому что он экспрессивный, активный. Не думаю, что электоральные поля Саакашвили и Тимошенко тождественны, поэтому дистанцирование будет продолжаться и в дальнейшем.

— На воскресенье запланирована акция.

— Не думаю, что смогут собрать 50 тысяч людей, если не будут включать дополнительные мотивационные механизмы. Здесь главное не то, присутствует ли Саакашвили в Украине, а определенное действие. Сразу после того, как его вывезли, они пытались что-то организовать возле Администрации президента, но люди не пришли. Если не будет действия – не будет увеличиваться количество участников. Но такие акции будут продолжаться и без Саакашвили. Люди из-за рубежа, которые являются оппонентами действующей власти, готовы всячески поддерживать такие акции, в частности финансово.

— Саакашвили дал пресс-конференцию в Польше. Он очень негативно говорит о президенте, о коррупции в Украине. Не станет ли это последней каплей для МВФ и наших международных партнеров?

— Ничего нового они не услышали. Резкой реакции со стороны западных правительств не было. Был комментарий из посольства США в Грузии. Саакашвили многие оценивают как бывшего президента Грузии. Также он бывший губернатор в Украине. У него нет возможности стать лидером украинского оппозиционного движения, потому что нужно иметь гражданство, проживать в Украине для президентской кампании не менее 10 лет, для парламентской – 5 лет.

— Кто сейчас находится в тени?

— Я не знаю, появится ли третья фигура. 10-20% — это низкие рейтинги. Какая-то третья фигура может вытащить этот барьер и выйти во второй тур. А уже во втором туре любой, кто выходит с Тимошенко или Порошенко, имеет определенные преимущества. Учитываем нынешние рейтинги, хотя потенциал для третьей фигуры, безусловно, есть.

— Правильно ли поступил Порошенко для своего президентского рейтинга?

— Ситуация с Саакашвили изначально проигрышная. Не нужно было давать гражданство, а если уж дали – не нужно его забирать, а если забрали – не нужно было пускать в Украину. Ошибка, которую допустили на первом этапе, порождает следующие ошибки. Но неправда, что именно эта ситуация негативно повлияла на рейтинг Порошенко. Те, кто не собирался голосовать за Порошенко, за него не будут голосовать. Саакашвили объединил оппозиционно настроенный к Порошенко электорат.

Владимир Полочанинов о гнилой партийной системе и новой элите

Нужно понимать, что выборы будут более чем через год. Ситуация может измениться, Порошенко будут оценивать не по ситуации с Саакашвили, а по ситуации на Востоке, экономической, международной. Эти вопросы более важные. Оппозиция свои взгляды не изменит. Избиратели, которые на них ориентируются, будет негативно относиться к Порошенко. Но на самом деле сейчас эти политики соревнуются в антирейтинге.

— Как дальше быть президенту?

— Насколько знаю, у него достаточно советников. Неизвестно, чем он руководствуется в той или иной ситуации.

Выдворение Саакашвили выгодно прежде всего для Саакашвили. Президент здесь ничего не выиграл. Это негативный для Порошенко фактор украинской политики. Они надеялись таким образом изолировать его. Вероятнее всего, этого не произойдет. Нет гарантии, что Саакашвили не вернется так, как раньше, или как-то по-другому.

— Что за ситуация с мэром Одессы Геннадием Трухановым? Из разных источников поступала информация, что у него есть российский паспорт, о его коррупционных схемах. Почему сейчас этим занялись?

— Дело, насколько понимаю, длится с 2016 года. Сейчас его не обвиняют в российском гражданстве, это вопрос к СБУ. Происходит перепозиционирование различных политических сил, таким образом НАБУ намекает, что нужно определиться.

Сложно спрогнозировать, чем закончится эта история. Труханов полтора месяца не был в Украине, а это означает, что он размышлял. Высчитывал все риски, знал, что его могут здесь арестовать, но очевидно, поскольку он вернулся, что чувствует себя более-менее уверенно. Не исключено, что для него лучше сейчас вернуться в Украину, втянуться в судебные процессы, которые закончатся так же, как и в отношении других фигурантов, и не ждать, пока создадут Антикоррупционный суд. Последствий его создания никто не знает. Возможно, он рассчитывает договориться с нашей судебной системой и избежать наказания.