О скандальном поведении американского президента на саммите в Канаде, причинах такого поведения, системе мировой торговли и геополитических интересах США в контексте влияния на Украину и РФ рассказал гость Politeka Online Александр Хара, эксперт по вопросам внешней и безопасностной политики, “Майдан иностранных дел”.

Относительно итогов саммита G7

Саммит завершился, но его последствия будут обсуждаться и влиять на экономику определенное время. Традиционно скучные и неяркие мероприятия для рядовых граждан стали интересными, поскольку их несколько оживил господин Трамп своей неординарностью и своими очень яркими высказываниями. На саммите речь шла и о безопасности, и об экономике, и о равноправии, и об Африке, и об экологии, но запомнится он в основном торговыми спорами, которые накопились и, к сожалению, не были решены накануне саммита.

Традиционно дипломатия решает все споры до таких мероприятий, которые нужны для общения лидеров и публикации итогового документа. Это нормальная дипломатия. Но Трамп несколько другой президент. Он начал реализовывать некоторые свои резкие идеи относительно глобальной экономики. Он недоволен отрицательным торговым сальдо США и считает, что виноваты в этом другие партнеры. Он не задумывается, что США — это не только «слабый президент» Обама, но и все остальные президенты, начиная с 1945 года, которые строили систему международной торговли, зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой и т. д. Над этим работали не один год и президенты, и соответствующие администрации, а также конгресс.

А Трамп пытается поломать всю эту систему, говорит, что многосторонняя система не работает, а лучше на двусторонней основе принимать определенные решения.

Это вызывает большое беспокойство у союзников: европейцев, канадцев и японцев. Противоречия были относительно введения тарифов на сталь — 25%, на алюминий — 10%, что затрагивает большое количество канадских компаний, потому что Канада — один из крупнейших поставщиков сырья в США, и европейских, которые поставляют автомобили или комплектующие. Конечно, это не решит проблему, поскольку проблема системная. Фактически с Канадой — ближайшим союзником и ближайшим соседом — торговый дефицит небольшой: всего 8 млрд долларов. 120 млрд долларов составляет торговый дефицит с ЕС.

Очень беспокоит и раздражает Трампа большое положительное сальдо в торговле с Германией, поскольку Германия является крупным поставщиком высококачественного высокотехнологичного оборудования и автомобилей. Трампу даже приписывают высказывание, что он будет доволен, когда в Нью-Йорке не будет ни одного “Мерседеса”, то есть будут только американские автомобили. Он ввел эти тарифы, что и является причиной спора.

Относительно целесообразности политики США и ее последствий

Ключевой удар был нанесен по союзникам. Те же канадцы обиделись за то, что это все подается под соусом национальной безопасности. То есть Канаду, которая экспортирует сталь, считают в США угрозой национальной безопасности. В торговле с китайцами, например, большие дисбалансы, не один десяток лет существуют проблемы с обменным курсом: китайцы специально занижают этот курс, потому что покупательная способность у американцев больше. Также есть проблемы с интеллектуальной собственностью, поскольку китайцы совершенно откровенно воруют американский продукт, а американцы гордятся, что они являются мировым центром генерации инноваций.

Трамп воюет с союзниками, это довольно выгодно Китаю и немного выгодно России. Россия не поставляет в США высокотехнологичное оборудование. 70% российского экспорта — это газ, нефть и другие природные ископаемые, а не продукция. Трамп не решает проблему в целом, однако обостряет отношения с союзниками. Сейчас эксперты утверждают, что это такой бизнес-стиль — наехать на своих партнеров, чтобы они пошли на определенные уступки. Действительно ли он имеет цель разрушить систему международной торговли, которую очень активно создавали США по крайней мере последние 15-20 лет — это ключевой момент.

путин трамп

Конечно, есть и другие важные моменты. Например, алюминий, который используется в самолетостроении, даже для банок нужного ежедневно каждому американцу пива. Если будут проблемы с этим сырьем, то цена на эти продукты увеличится. Есть американские компании, которые импортируют не просто руду, а заготовки. Они тоже будут недовольны, поскольку цена этих заготовок будет больше.А вообще это философский вопрос.

Начиная со времен Билла Клинтона, США стратегически пытались перенести акцент в своей экономике с производства на создание интеллектуального продукта. Они выносили производство в дешевые страны, то есть в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, чтобы сконцентрировать у себя науку, опытно-конструкторские разработки. Это повлекло определенный дисбаланс. Возвращение этих производств в США, наверное, является позитивным для среднего класса и ниже.

Но, с точки зрения развития экономики, которая ориентирована на науку и новации, такой шаг, конечно, не является продуктивным.

Самое главное — система международной торговли взаимосвязана. Нельзя резкими движениями что-то изменить в свою пользу, потому что будет отдача в виде возвратных тарифов. Например, по стали: американцы ввели пошлины на около 300 компонентов, то есть это и сырье, и комплектующие, и готовые продукты. В то же время у европейцев действуют только 45 позиций. Мы даже по этим цифрам видим, что США несколько перегибают палку. Так работает протекционизм. Хотя Трамп говорит, что, наоборот, нужно снимать барьеры, но для этого их нужно именно снимать, а не выстраивать. Необходимо вести переговоры, а не просто давить на своих партнеров, фактически их шантажировать.

Игорь Луценко: де-факто в Украине отсутствует правительство

Конечно, существуют проблемы относительно европейцев. Энергетические аспекты связаны с безопасностью. Если мы говорим о “Северном потоке”, то американцам не нравится то, что, несмотря на изоляцию, России дают возможность делать такие далекоидущие проекты, которые позволяют путинскому режиму поддерживать себя и на эту газовую иглу подсаживать части Европы. Американцы совершенно правильно критикуют европейцев за то, что те не увеличивают расходы на оборону, но не нужно давить.