Что полезного успели сделать депутаты до летних каникул, в чем заключается главная реформа на будущее, какая судьба ждет новую ЦИК и новый Избирательный кодекс и почему следующие выборы станут самыми грязными в истории Украины, рассказал гость Politeka Online Олег Петренко, народный депутат Украины, партия “Национальный корпус”.

Относительно оценки работы VIII созыва ВР

Начиная с окончания сессии, большую радость у депутатов, в частности у Парубия как представителя “Народного фронта”, вызывал сам факт закрытия сессии. Когда ее удалось закрыть, окончательно стало понятно, что осенью не будет досрочных парламентских выборов, как того хотели в Администрации президента. Такой сценарий довольно серьезно изучался и продвигался. Еще неделя работы в комитетах у нас есть официально во время этой сессии. Я, конечно, сомневаюсь, что хоть один комитет соберется на какое-то заседание, но какие-то депутаты могут просто приходить работать над, например, правками к новому Избирательному кодексу, который во время этой сессии мы так и не рассмотрели, хотя имели такую возможность.

Когда нужно, правки тысячами рассматривают очень быстро, а когда властям это не нужно, как в случае с Избирательным кодексом, их можно рассматривать годами.

Сессия закрыта, сценария с досрочными парламентскими выборами уже не будет, потому что, согласно Конституции, за год до истечения срока каденции проводить парламентские выборы нельзя. То есть это вторая или третья каденция в истории независимой Украины, которая имеет шанс отработать от звонка до звонка. Что же касается самой сессии, то окончание процесса формирования антикоррупционных структур — это позитив. Странно слышать от представителей БПП или иных провластных фракций, что это самое большое достижение. Так получается, что подобные самые большие достижения — это на самом деле требования западных партнеров, МВФ для дальнейших траншей, внешнее давление. Только выполняя эти настойчивые требования, в конце получаем результат.

Грубо говоря, тех, кто принимает решения в нашей стране, сначала насилуют, а потом они уже, понимая, что изнасилование неизбежно, начинают получать удовольствие и показывать этот процесс как свою большую победу. Посмотрим, как эти антикоррупционные структуры будут работать. Определенное количество правильных и нужных обществу законов во время этой сессии приняли, это правда. Мы уже научились реформы штамповать почти на конвейере: медицинская, образовательная, пенсионная, — но ни одна так сказать реформа не является успешной.

Невозможно никаким законом отдельно взятую сферу жизнедеятельности сделать эффективной и успешной. Можно только всю страну сделать успешной. А это невозможно без главной реформы в стране — без политической. Тех же изменений правил игры на выборах. Неважно, когда будут выборы, важно — по каким правилам будет избран следующий парламент. Пока будет существовать мажоритарная составляющая, Администрация президента всегда будет безвольной, послушной, бесхребетной, будет существовать система политических договорняков, а реальных изменений системы власти не будет происходить.

президент банковая администрация

Относительно последствий отмены мажоритарной системы

Это уже народу Украины решать на выборах, кто окажется в ВР, кто станет парламентской партией, а кто нет. Наша политическая сила очень молодая, нам буквально полтора года. Наших роликов нет на олигархических каналах, у нас не было бордовых проектов по Украине. У нас огромное количество активистов, много молодежи, поэтому перспективы у нас есть. Избирательным кодексом предусматривается снижение проходного барьера в парламент. Это также очень прогрессивная вещь, потому что это шанс для молодых партий, не только для нашей, зайти в парламент, продемонстрировать активную качественную работу и прийти к власти.

По моему мнению, проходной барьер должен составлять не более 3%. Отметка в 5% — это очень высокий барьер, для молодой политической силы почти нереально его преодолеть с первых же выборов.

Без финансового, медийного олигархического ресурса, без договорняков с этими олигархами новой политической силе очень трудно стать парламентской. Лично у меня действительно неплохие шансы на следующих выборах получить депутатский мандат через мажоритарку, ведь меня в округе знают. Я понимаю, что могу быть вечным мажоритарщиком при этой системе, которая сейчас существует. Но есть понимание общенациональной повестки дня, где личные интересы мало весят. Нужно думать прежде всего о стране, а не о собственной политической карьере.

Относительно законов о новой системе выборов

Уже остался только один — Избирательный кодекс авторства нашего спикера Андрея Парубия и компании. Там речь идет об открытых региональных списках. Это действительно очень прогрессивная система, которая уже была апробирована на выборах в местные советы. Она без мажоритарки. Там из 4000 правок осталось около 2000 нерассмотренных. Но один Черненко ходит на заседания комитета и понемногу рассматривает эти правки.

верховная рада

Относительно возможности внедрения нового Избирательного кодекса на парламентских выборах 2019 года

Избирательный кодекс, в отличие от изменений избирательного законодательства, которые не набрали необходимое количество голосов, меняет правила игры. Он регулирует и президентские выборы в частности, которые состоятся даже раньше, чем через год. Новая ЦИК, новый Избирательный кодекс должны иметь качественные правила игры, которые действительно будут менять систему власти в стране.

Следующие выборы, к сожалению, будут страшными. Это будут самые грязные выборы в истории страны.

Сейчас на мажоритарных округах готовятся, создавая довольно высокотехнологичные и примитивные истории подкупа избирателей, целые пирамиды. Эти истории, к сожалению, абсолютно эффективно работают в локальных масштабах одного округа, они абсолютно недееспособны в масштабах целой страны. С увеличением масштаба их эффективность уменьшается в разы.

Засевание одного округа и целого региона, который включает 8-15 округов — отличаются по цене. Цена вопроса становится такой, что вряд ли люди, которые готовы тратить 2-4 млн долларов на засевание округа, чтобы таким образом получить мандат, будут платить. Для барыг, которые рвутся к власти, это станет нерентабельной историей. Новый Избирательный кодекс подобные истории очень сильно нивелирует.