Какая судьба ждет Дональда Трампа в контексте расследования дела Манафорта, каким образом в нем замешаны украинские политики и кто из них мог платить деньги Полу Манафорту, рассказал гость Politeka Online Игорь Петренко, эксперт Международного центра перспективных исследований.

О расследовании по делу Пола Манафорта

Расследование проходит не так, как хотел бы Мюллер, в частности из-за определенных поспешных заявлений, которые звучали. Говорили, что представители Трампа встречались в Чехии и вели какие-то переговоры. Встреча, возможно, и была, но точно не в Чехии. А заявление уже было сделано. Это ничтожное доказательство, которое они не могут использовать. Поэтому вектор немного меняется. Вопрос недекларирования доходов — это фактически экономическое преступление. Отследить все эти связи, с кем он встречался, не так уж и просто. Поэтому этот вектор переключается на экономическое преступление.

Американцы умеют это делать, даже Аль Капоне они посадили за то, что тот не платил налоги, хотя он совершил гораздо больше преступлений.

Действительно, вектор переключается. Здесь очень важна позиция Генеральной прокуратуры Украины: насколько она готова сотрудничать и предоставлять необходимые материалы. Изначально представители БПП заявили о черной бухгалтерии, найденной во время Майдана в офисе «Партии регионов». Потом мы долго о ней не слышали, а во время выборов в США она снова всплыла. Мы можем говорить о связи этих депутатов больше с демократами, кому они там подыгрывали и тому подобное. Затем это расследование забуксовали. Кажется, его часть передали в НАБУ, часть осталась в Генеральной прокуратуре. Особых результатов нет. Это показательный момент.

Мы понимаем, что Петр Порошенко пытается наладить диалог с Трампом. Дело Манафорта является критически важным, поскольку это угроза импичмента.

Возможно, неспешность и затягивание является определенным подыгрыванием. Но здесь нужно быть осторожными, поскольку это подыгрывание не просто внутри Украины, которое будут рассматривать украинские суды, этот вопрос расследует специальный прокурор, ФБР, разведка. Независимо от того, где находится человек, который мешает расследованию, его могут наказать. Во всяком случае Манафорт — это болезненная ахиллесова пята Трампа в его возможности остаться у власти.

Относительно возможного сотрудничества с Виталием Кличко после Майдана

Ничего особенного не будет, если окажется, что Манафорт сотрудничал и с действующей властью. Мы же понимаем, что он политтехнолог, с ним может сотрудничать любой. Тем более он имеет имя, делал не одни выборы не только в Украине, многих людей в разных странах привел к власти. Насколько он помогал Януковичу советами — это уже такая вещь. В самом факте сотрудничества нет ничего плохого.

Если окажется, что ему платили определенные средства, а он их не задекларировал — соответственно, будет за это отвечать. Когда закончится расследование, если его признают невиновным, это уже будет скандальный Манафорт, к которому вряд ли кто-то обратится. Сейчас вряд ли это как-то может ударить по Кличко.

Кличко 02

О сотрудничестве с американскими технологами некоторых кандидатов

Это для них абсолютно нормальная практика, поскольку наше законодательство и поддержка со стороны власти дает им возможность зарабатывать средства, выводить в оффшоры и не показывать их. Это достаточно серьезная экономия. Их сложно отследить. Если бы подняли черную кассу «Партии регионов» и не было этой огласки, я сомневаюсь, что кто-то в США пытался бы найти эти деньги. Это распространенная практика.

Почти все кандидаты, претендующие на малейшее попадание во второй тур, сотрудничают с иностранными технологами.

С одной стороны, это такой модный тренд, начатый довольно давно. С другой стороны, это попытка привлечь определенные технологии, чтобы получить большую электоральную поддержку: таргетирование, использование социальных сетей и тому подобное. Вместе с тем все равно работает команда украинских специалистов, лучше понимающих почву, на которой они работают.

Как должна действовать Украина, чтобы сохранить лицо в деле с Манафортом

Здесь действительно все сложно. Надо дождаться ноября, когда пройдут промежуточные выборы в конгресс, и в зависимости от их результата выстраивать вектор. Республиканцы могут победить, у них сейчас шансы есть, поскольку Трамп демонстрирует определенные победы, которые воспринимаются большинством общества. Против него играет довольно мощная часть демократического истеблишмента и небольшая часть республиканцев, селебрити тоже не очень его любят, а это люди, на которых ориентируются американцы. И с медиа, понятно.

Опять-таки, после встречи с Путиным было много негативных заявлений, грязи на Трампа вылито, но его рейтинг вырос. У него есть поддержка, поскольку он берет такими вещами, которые испытывает на себе каждый американец. Рабочие места, миллиардные контракты по вооружению с Саудовской Аравией и тому подобное. Он работает как бизнесмен.

Об отсутствии доверия к медиа в Америке

Сейчас действительно происходит трансформация медиа. Они больше не истина в последней инстанции по донесению информации. Сейчас есть социальные сети, любой человек может почувствовать себя в той или иной степени журналистом. Стандартные медиа переживают переломный момент, в этом с Трампом можно приготовить. Но все равно их влияние остается, значительная часть людей доверяют СМИ.

В Украине по доверию церковь на первом месте, потом армия, институтуции гражданского общества, медиа где-то не самое низкое, потому что самая низкая у нас власть.

Во всяком случае СМИ создают для него проблемы, поскольку ему и его команде приходится тратить много времени и сил, чтобы перебить определенные месседжи. Кроме того, он эмоциональный человек, который склонен к заявлениям, которые затем должна обыгрывать его команда, помогая ему уменьшить негатив. Но у него еще есть точки роста и козыри, которые он может использовать для того, чтобы дать возможность республиканцам получить победу. Также у него есть большое преимущество, которое заключается в том, что у демократов нет кандидата.