О ситуации в столице Украины и наглости местных застройщиков, об опасности для киевских матерей и обращении Верховной Рады к жителям Луны рассказал гость Politeka Online Николай Томенко, лидер партии «Гражданское движение «Рідна країна»

Томенко мог бы занять второе место на выборах мэра Киева

Это связано не только со мной, но и с киевской ситуацией. В Киеве непростая жизнь с точки зрения организации власти, принятия решений. Во времена Черновецкого была земельная власть, для которой наибольшей ценностью была земля. Близкие к власти люди пытались стать богатыми благодаря земельному ресурсу.

Сейчас у нас новая власть. Ее парадоксальность заключается в том, что они критиковали команду Черновецкого как суперворовскую, а нынешняя власть — власть застройщиков.

Киевляне поняли, что опасность времен Черновецкого не прошла, а стала еще больше. Виталий Кличко не мэр, все это прекрасно знают. Он не управляет, половину своего времени проводит за границей, в бизнесе. Он привык фотографироваться, давать автографы, а не брать на себя ответственность, иметь команду и иметь собственную позицию. Если нельзя это строить в центре Киева — то нельзя, если нельзя закрывать библиотеку — то нельзя.

Это проблема не только недоверия к Кличко. «Самопомощь», которая пришла — часть из них выгнало их же руководство, сказав, что они коррупционеры и взяточники — создала другую фракцию. Получилось так, что в «Самопомощи», за которую голосовали в Киеве, сегодня нет ни одного депутата. Если мы критиковали во времена Черновецкого «Батькивщину», что у нее почти половина депутатов перешли к Черновецкому, то сейчас все перешли.

Сейчас в Киеве есть определенное отчаяние по поводу того, что должны быть патриотичные люди, которые болеют за столицу, профессиональные и подготовленные. 19,6% из тех, кто определился, готовы голосовать за меня. У Кличко довольно большая поддержка — 48%. Но еще год назад все думали, что он навеки пришел на должность городского головы.

Мы понимаем, что парламентские выборы еще далеко. Мы будем участвовать в выборах в той или иной форме. Киевляне на нашу команду и на меня смотрят как на команду, которая может радикально изменить ситуацию в столице. Это мне приятно, потому что мы делаем много образовательных проектов, по защите дорожного движения. Мы имеем множество точечных вещей, на которые хотим обратить внимание.

По дискуссии о детсадах: мы расписали все районы лет пять назад, можно это реализовать. Чиновники, начиная от полиции, прокуратуры, судов, сидят в детских садах.

У нас сегодня куча офисных и других помещений, которые неэффективно используют. Только переселение чиновников позволит освободить большое количество дошкольных учреждений. Молодые семьи, теоретически думая о ребенке, уже записывают его в детсад. Сейчас в Киеве власть одного дня, а что завтра делать — они не знают.

О проблеме застройщиков, которые не строят детсады, школы, детские площадки — только дома

Они делают еще циничнее. Они говорят: «Дайте нам место, мы будем строить детсады и школы», — а потом строят частные заведения.

Например, на «Теремках» построили частную школу, где в месяц нужно платить 20 тыс. грн. Там живут преподаватели. Где они возьмут на детей или внуков 20 тыс. в месяц? Если вы застройщик, социальная инфраструктура — это ваш вклад. Или вы даете деньги, или строите коммунальное, то есть бесплатное.

Сейчас я еще активно помогаю в развитии физической культуры и спорта. У нас в течение года элементарно можно хотя бы реконструировать спортивные площадки школ и вузов, где дети смогут заниматься. Они у нас остались с 1960-1970 гг., туда страшно подойти. Те детские площадки, которые строят перед выборами, через месяц-два разваливаются после окончания выборов.

Проблема не только в этом. Киев — благополучный город, люди приезжают сюда со всей Украины.

Менее 3%, говорят, что Киев движется в правильном направлении, а почти 50% говорят, что в неправильном.

Это тоже важный момент. Кроме политических вещей, меня заинтересовали настроения киевлян, которые не соответствуют стратегии ключевых игроков на президентских выборах. Сейчас активно обсуждают проблему, что делать с Конституцией. Команда «Общественного движения «Рідна країна» совместно с экспертами разработала проект «Как изменить страну, не меняя Конституцию», или «Как за 100 дней создать парламентско-президентскую республику». Беда Конституции заключается в том, что никто ее не знает, не уважает, не выполняет.

ЦИК — это просто катастрофа. Безответственные депутаты не могут договориться, увеличивают численность ЦИК. Тогда давайте будет по два мэра, два президента. Как может быть 17 человек? Нужно платить зарплаты, нанимать помощников, снимать зал, который рассчитан на 15 человек.

Нужно потратить на это от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов.

Это неуважение к закону, нет правовой и политической культуры. Юлия Тимошенко ведет кампанию, которая сводится к новой Конституции, принятой через референдум, которая может нас «спасти». Олег Ляшко говорит о президентской модели, НФ — о парламентской.

тимошенко ляшко

Но 70% украинского народа высказываются за соблюдение Конституции, за новую Конституцию — 20%.

Все понимают, что наша проблема не в отсутствии законов, не в плохих законах, а в том, что их тотально нарушают и не выполняют. Я недавно говорил с нашими мамами на Оболони. Они не знают, что это действительно мой закон, я запретил распитие спиртных напитков в общественных местах: парках, детских площадках и тому подобное. Я критически относился к идее муниципальной стражи. Но если под муниципальной стражей мы понимаем, что это не застройщиков будут защищать за деньги общины, не мэра, а выполнение законодательства на функциональном уровне, жизнь киевлянина. Чтобы в парке Шевченко мамы могли спокойно отдыхать с детьми и не отбиваться от алкоголиков, в спальных районах и тому подобное.

В советское время была дружина — я с повязкой ходил — которая защищала общественный порядок. Муниципальная охрана может обеспечивать общественный порядок сегодня.

По замыслу это едва не полиция в интересах городских властей, а я это понимаю как защита среднестатистического киевлянина в спальном районе, где полиции нет. Экипированная полиция в классной одежде защищает премьера, президента, а в областях участковых нет. Надо, чтобы защищали киевлянина там, где он живет, ребенка у детского сада и тому подобное. Такую концепцию я поддерживаю, только нужно ее четко прописать. Защита безопасности жизни, согласно социологии, становится сегодня серьезным вопросом.

Об изменениях в Конституцию, предложенных президентом

Это элемент предвыборной кампании президента.

Президент добавил с конца августа в рейтинге: парад, патриотизация общества через поддержку армии, борьба за поместную православную церковь, НАТОвский выбор. Это дало результат в более проевропейской, проукраинской части.

С точки зрения консолидации электората Порошенко — это положительно, с точки зрения вступления в ЕС и НАТО — не помогает никоим образом, потому что там люди рациональные и прагматичные. Термин «европейская трансатлантическая интеграция» у других государств только в части, касающейся земельного хозяйства и продажи земли. Чтобы общество Литвы поддержало продажу земли в 1996 году, они поддержали европейский стандарт.

Нигде в Конституции никто это не записывает. Есть Программа сотрудничества Украина — НАТО на 2017 год, а позже мы получим план действий. После этого нам нужно будет действовать в соответствии с программой. Для вступления в ЕС референдум является обязательным, потому что мы частично передаем суверенитет. Если когда-то мы будем членами НАТО и захотим открыть военную базу, точно надо будет провести референдум.

Когда принимали Конституцию 1996 года, Кучма пообещал, что временно на условиях аренды Украина может размещать базы и тому подобное. Россия денонсировала Харьковские соглашения, Украина — нет. Соглашения точно надо денонсировать, а если мы станем членами НАТО — тогда только с народом надо принимать решение.

Не надо ничего в Конституции записывать, они и так это все обязаны выполнять.

На сайте президента 76 страниц наших обязательств только в этом году, 90% из них не выполнили. Нужно выполнять, а не только декларировать.

Предвыборная, мобилизационная штука не приближает нас к НАТО и не отдаляет. Но, к сожалению, она показывает неправильный подход в политике, который сегодня доминирует. Неправильные заявления идут не только от Порошенко, ВР обращается к жителям НАТО, ЕС, Луны. У нас есть соглашения об ассоциации с ЕС, НАТО? Выполняйте их. Наша же власть хочет принять какое-то пиар-политическое решение.

ВР решила Сенцова выдвинуть на Нобелевскую премию. Дай Бог, чтобы это помогло, но мне кажется, что это точно не функции ВР выдвигать на Нобелевскую премию.

Лучше бы это сделали моральные и интеллектуальные авторитеты мирового уровня, а не наши продажные депутаты.

У нас 2,5 года не было руководителя миссии Украины при НАТО. Надо было работать последние четыре года и выполнять свои функции как руководителя, который ведет внешнюю политику. Чем ближе к президентским выборам, тем больше мы слышим правильных заявлений, которые почему-то никто не выполнял в течение последних пяти лет.

Напомним, пропагандисты Кремля активно пиарят Тимошенко, в соцсетях заговорили об измене.

Как писала Politeka, отличный выбор: известная журналистка стала пресс-секретарем Гриценко.

Также Politeka писала, что пугает реваншем, но покрывает олигархов: журналист рассказал о тайном «заговоре» президента.