Неприкосновенность судей и депутатов парламента закреплена Основным Законом для того, чтобы представители этих ветвей власти могли быть независимы при осуществлении своих полномочий. От этого государству и обществу одна только польза. Но особое положение – быть над законом, которое получает каждый неприкасаемый в отдельности, представляет собой абсолютную власть в миниатюре.

Одно дело, когда депутаты дерутся между собой – что плохо, но все же является меньшим злом по сравнению с теми случаями, когда они поднимают руки/ноги на лиц, которые не могут дать адекватного ответа.

Власть не обязательно любить – ее нужно уважать. Это основа основ любого государства, демократического или тоталитарного – не суть важно. Власть можно бояться – есть такие режимы, существующие десятилетия, ресурсом которых является страх. Но над властью нельзя смеяться и вытирать об нее ноги – кроме специально отведенных для этих случаев мест в средствах массовой информации.

В Украине же после того, как президент Виктор Янукович допустил массовый расстрел мирных граждан в центре столицы на глазах всего мира, власть потеряла уважение и страх. Вы же не боитесь тараканов – даже если у вас фобия. Вы их презираете, они вам отвратительны. Но страха здесь точно нет.

За время, прошедшее с момента бегства из страны Януковича и его приспешников, в Украине прошли выборы президента, парламента, органов местного самоуправления. Кроме того, что на волне Революции достоинства поднялось наверх немало людей, которых еще вчера невозможно было отождествлять с властью, большая часть тех, кто служил верой и правдой Януковичу – а до него Кучме и Ющенко, – сохранили свое положение. Но они – пусть и в большинстве своем – не являются олицетворением власти, потому что не были им никогда. Носителями власти были, но не ее символами, не ее живым воплощением.

Вот эта смесь – новых людей и «вечно живых»: в парламенте, в министерствах, в армии и силовых ведомствах – не представляет собой единого целого. Это нечто фрагментарное – нынешняя украинская власть. И действует она урывками: то показывает силу и мощь, то, огрызаясь, отходит в сторону, предоставляя событиям развиваться самим по себе, – возможно, в надежде на чудеса самоорганизации, примеров которой народ Украины показал за последние два года немалое количество.

Но не должно государство полагаться на усилия гражданского общества и на добровольческий энтузиазм во всех сферах. И если, согласно Конституции, власть в Украине принадлежит народу, то за безвластие тоже кто-то несет ответственность. Но не рядовые граждане, степень воздействия которых на общественные процессы ограничивается избирательным правом.

Действительно, можно кивать на народ, который не таких депутатов выбирает, но при этом выбирает правильного президента. Авторство этой формулы принадлежит Леониду Кучме, не подумайте плохого.

К заполнению всех остальных вакансий избиратели имеют самое косвенное отношение. В Украине нет выборов шерифов, прокуроров и судей, например. И мы не знаем, какими у нас были бы депутаты, если бы шерифы, прокуроры и судьи были выборными должностями, кстати.

И вот здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – статусу неприкосновенности, который можно по праву считать помехой на пути прогресса. Бывший министр юстиции Елена Лукаш не пользуется иммунитетом от уголовного преследования, но что тогда мешало сотрудникам СБУ найти ее в Киеве за время, что она находилась в розыске? Власть мешала или безвластие – ответа нет.

Пока суд избирал меру пресечения Лукаш, депутата Добкина бил в лицо активист Майдана с риском занять место, нагретое бывшим министром. Впрочем, на месте Добкина мог оказаться каждый – и не только из старой власти. И такие возможности еще могут представиться. Где не работает суд, там правит самосуд.

Все больше шансов оказаться на месте Добкина у депутата Парасюка. Во всяком случае он своим поведением не устает напоминать о необходимости ограничить статус неприкосновенности. Кроме того, его хулиганские выходки дискредитируют новую власть больше старых врагов.

Хотя если до сих пор никто не понес ответственности за стрельбу в Мукачево (это если брать самые свежие примеры безвластия) и ни один человек не предстал перед судом за убийства на Майдане, почему в таком случае должен быть наказан Парасюк – может возникнуть такой вопрос. Да только ради того, чтобы показать, что в Украине власть не улетучилась вместе с Януковичем, который бежал из страны, испугавшись его угрозы пойти на штурм администрации президента.