Скажите, какая может существовать связь между коррупцией и кукольным театром – разумеется, помимо того, что они начинаются с одной и той же буквы? Казалось бы, никакой. Однако столичный опыт доказывает, что и в кукольном театре можно развести коррупцию. Увы, Киев есть Киев, и здесь как нигде и никогда прав Цицерон: «О времена, о нравы!».

Об этом пишет Политрада.

Скандал с Киевским государственным академическим театром кукол начался не сегодня и не вчера. Достоянием общественности он стал ещё в 2015 году. Почитаем прессу тех времён:

«Основные аргументы коллектива театра изложил член Антикоррупционного совета Антон Злобин: «Главное – это нецелевое использование коммунального имущества. Помещения театра регулярно сдаются для проведения различных мероприятий, а доходы от этого идут мимо кассы».

Хотя директор департамента культуры КГГА Диана Попова возразила, что такие инциденты имели место лишь до марта 2014 года, ей напомнили о проходившем в феврале этого года в помещении театра мероприятии «Выбор года», на котором около 250 коммерческих компаний представляли свою продукцию.

Антон Злобин рассказал и о финансовых махинациях. По его словам, в театре кукол числятся «мертвые души», на которые начисляется зарплата».

Похоже, это основной закон киевской жизни: если что-то можно использовать для получения материальной выгоды – оно именно так и будет использовано.

Однако здесь интереснее всего одно имя – директор департамента культуры КГГА Диана Попова. Есть, впрочем, сведения, что по документам её зовут иначе:

«Стоит отметить, что Дина Попова в различных публикация СМИ, и даже в своих интервью, преимущественно фигурирует как Диана Попова. В соцсети Facebook руководитель департамента культуры КГГА также именует себя как Diana Popova. Если в этом какой-то тайный умысел, неизвестно, но путаницу вызывает однозначно».

Как бы то ни было, Украина – свободная страна, и здесь каждый волен себя называть, как ему (или ей) угодно. Если мне, например, кто-то представится как Гай Юльевич Цезарь, я именно так и буду к нему обращаться. Дело в другом. Обратимся снова к биографии Дины/Дианы Олеговны:

«С 1993 по 1999 год училась в Национальной академии управления на базе Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана, магистр финансового менеджмента.

В 2001 году закончила Институт международных отношений Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко, магистр международного права.

В 2013 году получила ученое звание — кандидат исторических наук.

Во время учёбы в университете работала в АКБ «ОЛБАНК», а также помощником официанта в ресторане «Хуторок»…

С октября 1999 по август 2001 года — ООО «Театраль», администратор ресторана «Дежавю». Спустя девять месяцев стала заместителем директора этого заведения, а со временем — арт-директором.

С сентября 2001 по июль 2003 года — исполнительный директор ООО «Магнат» (Киев).

С августа 2003 по март 2005 года — председатель правления ЗАО «ЕдвансМ» (Киев).

С марта 2005 по июль 2014 года — директор ООО «ЕдвансМ».

С июля 2014 по август 2014 года — помощник-консультант народного депутата Украины VII созыва Павла Рябикина (фракция «УДАР») на платной основе».

Итак, к самой культуре Диана Попова отношения не имеет, и была назначена на этот пост исключительно как менеджер. Впрочем, сейчас такая практика стала чуть ли не общепринятой, так что воспримем это как норму.

Кстати, а как она заняла эту должность? Вот что об этом сообщали СМИ осенью 2014 года:

«Госпожа Попова назначена на должность при странных обстоятельствах и с нарушением законодательства, — говорит руководитель одного из столичных музеев. — Конкурса проведено не было, соответствующего опыта у нее нет, ни на государственной службе, ни в области культуры не работала. В статусе «исполняющего обязанности» находится уже несколько месяцев. То есть, имеет право распоряжаться бюджетными средствами, но не несет никакой ответственности».

В том же материале упоминалось и о причастности Поповой к владению одним из киевских стрип-клубов (что особенно пикантно, расположенным именно в том доме, где живёт Виталий Кличко). Но не будем ханжами, в конце концов, бизнес есть бизнес. Если люди готовы платить за стриптиз – стриптиз будет, и ничего с этим не поделаешь. Какая разница, этот бизнесмен его организует или другой?

Вопрос в другом: как именно Диана Олеговна руководит культурной жизнью нашей столицы? Ну, например, вот так:

«Печерский районный суд города Киева открыл производство в связи с бездействием Департамента культуры Киевской городской государственной администрации…

Иск подал коллектив киевского «Театра пластической драмы на Печерске» в лице актрисы Татьяны Цапок, на которую решением трудового коллектива возложили исполнение обязанностей художественного руководителя театра…

«Театр пластической драмы планомерно начали уничтожать, с тех пор как Вера Мишнева (основатель театра. – Я. О.) ушла. Департамент культуры КГГА назначил и.о. руководителя театра, который сорвал нам открытие театрального сезона в сентябре. Он не проводит никакой работы с актерами, не организовал, как того требует закон, открытый конкурс на замещение вакантной должности художественного руководителя», — рассказала истец и актриса театра Татьяна Цапок.

«Диана Попова не только игнорирует наши решения, но и начала откровенное административное давление на театр с целью его уничтожения. Департамент культуры урезал нам финансирование, забрал актерские ставки. Более того, Попова нас хочет объединить с драматическим театром разговорного жанра «Золотые ворота», так сказать, скрестить ежа и ужа», — говорит Цапок».

Эта новость относится к декабрю 2014 года, то есть к самому началу пребывания Дианы Поповой в должности. Однако и в дальнейшем дела пошли не намного лучше. Двумя годами позже разгорелся скандал с назначением директоров киевских театров и музеев – в частности, музея истории города Киева, Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, а также Киевской малой Оперы. По сути, руководить этими учреждениями без требуемого законом конкурса оставили прежних директоров.

«Во время проведения всех без исключения конкурсов, организованных Департаментом культуры КГГА, эксперты зафиксировали грубые нарушения Закона «О культуре», которые, по их мнению, ставят под сомнение законность проведения вышеназванных конкурсов, потому требуют немедленной проверки, и в случае подтверждения нарушений — принятия решения об отмене результатов этих конкурсов…

Такой замкнутый узкий круг знакомых между собой людей, заинтересованных во взаимной поддержке и ставших членами конкурсных комиссий, создавал условия для нарушений п. 7 ст. 21-3 Закона», — возмущался тогда нардеп Александр Бригинец, бывший глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма.

Список этих нарушений слишком велик, чтобы приводить его здесь. Однако любой желающий может ознакомиться с ним, перейдя по ссылке чуть выше.

Настало время для выводов, а они, увы, невесёлые. Киев – мягко говоря, не Дания. Это ведь только в Датском королевстве что-то подгнило, а в Киевском – сгнило всё до основания. Если коррупция насквозь проела весь город, было бы наивно ожидать, что она обойдёт сферу культуры. Театры, музеи, филармонии и тому подобные заведения – это ведь тоже деньги, и далеко не маленькие. Это тоже коррупционные потоки, на которых должны сидеть нужные люди.

Вот они на них сидят. А госпожа Попова этому способствует – называй её хоть Диной, хоть Дианой.

Ярослав Островецкий