Такие вопросы не ставились социологами, и для этого нет необходимости проводить референдум «Хотите ли вы, чтобы российские военнослужащие вместе с местными пособниками убрались сами из Украины или им нужно в этом помочь? Если да, то каким способом: а) всех убить; б) всех ранить; в) купить им билеты в один конец». Никто ведь не спрашивает, нужно ли девальвировать национальную валюту и в какой степени: а) на 10%; б) на 100%; в) на 300%. Такие вещи готовятся втайне, и подавляющее большинство самых заинтересованных в этом людей всегда ставится перед фактом – их забыли спросить.

Войну не всегда объявляют заранее, а мир не наступает сам по себе. Все войны заканчиваются – или победой, или поражением. От этого зависит, каким будет мир и как скоро он прервется на войну.

Украина, против которой РФ с февраля 2014 года ведет гибридную войну, находится в состоянии гибридного мира и стоит перед выбором: а) оставить как есть; б) затягивать разрешение конфликта как можно дольше; в) разрубить конфликтный узел. В каждом из трех вариантов есть свои положительные стороны, свои выгодоприобретатели, но только последний из них представляется наиболее предпочтительным для народа Украины и украинского государства, потому и правильно рассматривается как самый рисковый. Но это всегда так: чем больше ставишь на карту, тем больший срываешь куш.

Но самое главное – и самое печальное, что отличает вариант возвращения оккупированных территорий под юрисдикцию Украины, это человеческие жертвы. Их можно минимизировать, но их нельзя избежать. И еще: они могут стать предметом спекуляций и отговорок – еще живыми людей хоронят, рискуя похоронить надежды всей страны на окончательное выздоровление после хирургической операции, сопровождающейся обильной потерей крови.

Но это война, по-другому не победишь.

Конечно, с окончанием боевых действий политикам и чиновникам на самом верху уже невозможно будет оправдывать войной и оккупацией собственную трусость и некомпетентность в таких сферах, далеких от обороны и национальной безопасности, как банковский сектор, жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, здравоохранение и образование. И так далее.

«Хочешь мира – готовься к войне» — верность этой формулировки времен Древнего Рима ежедневно подтверждается заголовками новостей. Украина была не готова дать достойный отпор врагу в начале операции по аннексии Крыма и при первых вылазках диверсантов на Донбассе – в частности, не было психологической готовности. За полтора года украинская армия совершила стремительный марш-бросок, превращаясь в боеспособную силу, которой мотивации не занимать.

Кто-то может возразить, что это обман зрения, просто вооруженные силы Украины научились производить сильное впечатление. На это готов ответ: раньше, два года назад, и этого не было. Не говоря о том, что в любой схватке важно, каким тебя видит – и представляет твои возможности – противник.

Глобальная внешнеполитическая конъюнктура складывается таким образом, что Украине, вероятнее всего, придется начать военную операцию по освобождению оккупированных территорий раньше, чем предполагалось. На фоне того, как Россия все глубже втягивается в войны вдали от своих границ и наживает себе новых врагов, которые ей не по зубам, украинская армия, получая современное вооружение и проходя обучение под руководством зарубежных профессионалов, становится вровень с противником, превосходящим его в численности, но уступающим с психологической точки зрения.

О том, что раньше или позже украинская армия начнет наступление, подозревает наш враг. И Генеральный штаб Вооруженных сил Украины ни в коем случае не должен выдавать своих планов: кто, когда, в каком направлении. Но украинские власти должны готовить к этому гражданское население – уровень поддержки освободительной войны должен быть выше 34,4%. И он резко поднимется, когда наши войска пойдут в атаку, сомнения нет.

Нельзя пускать реваншистские настроения на самотек. Их нужно подпитывать и направлять.

Пока можно сказать, что если в информационной войне с Россией мы уже научились быстро отвечать и даже наносить упреждающие удары, то информационный тыл Украина проигрывает.

Не хочешь войны – не заслуживаешь мира. И каким будет послевоенный мир – об этом нужно задумываться сегодня, не должно быть разделения в общественном мнении по принципиальным для существования государства вопросам по схеме «50 на 50», и вашим, и нашим. Иначе все будет чужим.