Формирование максимально технократического правительства. Украинской власти необходимо отказаться от квотного принципа формирования Кабинета министров. Он мог работать только в условиях мирного времени, сейчас же создает непреодолимые проблемы. Привлечение профессионалов в правительство сегодня – первоочередная задача, кстати, не требующая мгновенного увольнения Арсения Яценюка, которому можно оставить право быть наиболее высокопоставленным комментатором преобразований. Треть фактических вакантных портфелей в Кабмине – серьезный ресурс для усиления его потенциала.

Создание парламентского большинства. Я не ошибся. Именно парламентского большинства, возможно, даже ценой распада коалиции «Европейская Украина». Проблема в том, что частно-мелочные интересы отдельных депутатов и групп влияния продолжают превалировать над задачами государственного значения. Такая ситуация не может сохраняться долго, ее необходимо кардинально менять на тактическом уровне, без переписывания Конституции. Следует напомнить слугам народа, как они обещали продолжить дело Революции достоинства в сессионном зале парламента и что из этого получилось. Идея «коалиции Майдана» себя изжила, как ни печально это констатировать, поэтому ее роспуск и формирование ситуативного большинства под принятие важных законов может быть неожиданным решением для повышения парламентского КПД. И не стоит забывать, что в случае разрушения коалиции роспуск Верховной Рады – право, а не обязанность главы государства.

Принятие стратегии возвращения Крыма и Донбасса. Если Украина не объяснит окружающему миру и собственным гражданам, как собирается возвращать временно потерянные территории, она рискует потерять новые, причем достаточно неожиданно. В современном конкурентном мире необходимо быть если не сильным, то энергичным и настойчивым. К тому же оба региона как лакмусовая бумажка эффективности внутренней политики Украины на сегодняшнем этапе, показать наличие стратегии в отношении оккупированных и аннексированных территорий – означает сделать первый шаг к их возвращению.

Реальная борьба с коррупцией. Отсутствие громких антикоррупционных расследований, сопровождаемых задержаниями и арестами, не только сохраняет коррупционную составляющую большой политики, но и не позволяет нынешней власти дистанцироваться от предыдущей, доказать, что она является качественно иной. Отсутствие внятных решений только усугубляет ситуацию, которую пытаются оседлать многочисленные профессиональные антикоррупционеры. Не нужно забывать, что реальные успехи в борьбе с коррупцией – важный критерий сближения Украины и ЕС, которое остается одним из политических козырей нынешней власти.

Создание условий для заметного роста среднего класса. Именно его представители спасли Украину от казавшегося неминуемым поражения весной-летом 2014-го. Средний класс уже успел побывать в качестве гвардии Оранжевой революции, после чего постоянно терял в численности и влиянии. Его нынешнее состояние угнетает представителей национальной буржуазии. На властных холмах словно забыли, что деолигархизация без создания условий для развития малого и среднего бизнеса – это набор красивых обещаний. Обещаний, на которых в нынешних условиях у власти нет права. 2016-й и спикер, и премьер обещают сделать годом заботы об украинской экономике, и в этой части без поддержки малого и среднего бизнеса власти не удастся отрапортовать об успехах.

Противодействие вызовам, связанным с введением ЗСТ с ЕС. Открытие украинских рынков для европейских товаров не компенсирует будущий безвизовый режим со странами ЕС. Евроскепсис в ближайшее время в Украине будет постоянно нарастать. Отечественное информационное пространство продолжает быть чувствительным к разнообразным вбросам и фейкам из России, в которой украинскую евроинтеграцию воспринимают с заметной обеспокоенностью. Государству целесообразно принять программу политического просвещения для граждан, рассказывать о европейском выборе и обосновывать его необходимость для Украины. И сделать это более эффективно, чем Министерство информационной политики противодействовало российской пропаганде.

Противостояние технологиям гибридной войны. Речь не только о борьбе с формированием в России параллельной реальности. Нашей стране необходимы пусть небольшие, но правильно описанные и целенаправленно освещенные победы. Борьба с навязанным комплексом неполноценности и создание нового национального архетипа – ключевые политические задачи, которые необходимо решить в кратчайшие сроки. Украина не способна противостоять пропагандистской машине Кремля, нет для этого ресурсов также у США и ЕС. Поэтому отечественной власти пора менять тактику диалога с согражданами, отказываясь от снисходительного тона и пытаясь направить сообщения ведущих государственных органов по единственному коммуникационному каналу, авторитетность которого не вызывает сомнений.

Реальны ли изменения? Очевидно, это главный вопрос наступившего 2016 года. По большому счету рассчитывать надо не на патриотизм, а на инстинкт самосохранения. Вряд ли на Печерских холмах не понимают, что дальнейшее продолжение властной междоусобицы чревато крайне негативным сценарием развития ситуации в стране. Подняться чуть выше собственного эгоизма, отложить в сторону процесс перетягивания полномочий и дать по рукам зарвавшимся соратникам – задача отнюдь не непосильная, а вполне решабельная для украинской власти. Собственно, без ее решения говорить об уверенном превращении Украины из кандидата на роль самой большой в Европе серой зоны в государство с перспективами стать цивилизованным не приходится.