Идея в целом не нова. Собственно, нынешнее правительство Арсения Яценюка тоже в момент своего формирования считалось «технократическим», что, впрочем, не помешало ему оказываться в центре разнообразных коррупционных скандалов. Вообще, эта тема активно используется окружением президента, с тем чтобы через нее можно было реализовывать собственные цели. В частности, главе государства не нужен в кресле премьер-министра политик, который может играть собственную игру и быть потенциальным конкурентом, намного выгоднее, если правительство возглавит непримечательный и лишенный политического опыта человек, которым можно будет прикрываться в случае любых проблем в стране. Поэтому идея «технократов» активно внедряется в общественное сознание почти с первых дней президентства Порошенко.

Как Порошенко себя переиграл

Какие только фамилии в качестве «технократического премьер-министра» не назывались. От экзотических иностранцев вроде Карла Бильдта до привычной уже Натальи Яресько, которая длительное время считалась чуть ли не основной кандидатурой.

В целом многие у нас в стране склонны считать именно технократическое правительство своеобразной панацеей от всех возможных бед. Впрочем, при более реалистичном взгляде ситуация выглядит не настолько однозначной.

В качестве главного преимущества «технократов» называют их деполитизированность, что теоретически должно обеспечить отсутствие политических мотивов при проведении сложных реформ, отказ от популизма и принятие непопулярных, но нужных решений.

Однако по факту создания правительства в парламентской республике без участия представителей парламентских фракций – это затея, которая выглядит несколько авантюрно.

Ведь действительно важные инициативы правительство не сможет реализовывать без поддержки со стороны Верховной Рады. А какой интерес фракциям поддерживать непопулярные решения, которые продвигают министры, не имеющие к этим фракциям никакого отношения?

Провал отставки правительства Яценюка показал, что главная сила в парламенте – это олигархический консенсус, без которого ни одно решение принять невозможно. Поэтому любые решения «правительство технократов» сможет проталкивать, исключительно договариваясь с олигархами, очевидно, предлагая что-то взамен.

В таких условиях правительство будет вынуждено заниматься не реформами, а постоянным согласованием любых решений с разнообразными фракциями, группами и группировками. А уж принять бюджет без длительных торгов будет просто невозможно.

Далее — непонятно: по каким конкретно критериям отбирают потенциальных «технократов»? Ведь набирают их явно не по результатам конкурсов, а, опять-таки, на основании чьих-то рекомендаций. То есть это те же политики, но завуалированные, призванные взять на себя чужую ответственность и уйти в необходимый момент. И поскольку формально они с политиками не связаны, то сами политики имеют возможность постоянно критиковать деятельность правительства и в стране складывается ситуация тотальной безответственности, когда никто не отвечает ни за что.

Наконец, неясно, откуда берется представление о том, что сам по себе «мегапрофессиональный» министр сможет трансформировать работу доставшегося ему в наследство министерства, построенного по старым, совковым лекалам? Верить в это – все равно что верить, что тренер Жозе Моуриньйо сможет сделать из футбольной сборной ближайшего мясокомбината чемпионов мира.

Перезагрузочные дни: Порошенко с Яценюком смотрят в разные стороны

Фактически «правительство технократов» — это очередной симулякр украинской политики.

Вместо политической ответственности предлагается некое условное «чучело», которое и объявляется виновным во всех грядущих проблемах. Поскольку министры политиками не являются и в будущем никак с украинской политикой себя связывать не планируют, это означает, что и никакой ответственности за свои решения они брать не намерены. Теоретически это должно страховать от популизма. Практически может означать, что министры могут игнорировать мнение кого-либо, кроме лиц, которым они обязаны своим утверждением.

Проблема реформ в Украине, очевидно, упирается не в отсутствие профессионалов или исполнителей, которые могли бы их производить, а в недостаток политической воли для их осуществления. И тут тоже все понятно, ведь нынешняя политическая элита выросла на откатах, взятках и приватизации госсобственности, а потому просто не готова ни к каким другим подходам.

Кого в этих условиях ни сделай членами Кабмина, они столкнутся с неимоверным саботажем на всех уровнях государственного механизма и с активным сопротивлением влиятельных политиков, которые хотят играть «по-старому». И технократы это сопротивление преодолеть не смогут, ибо для войны с коррупционной системой нужна в первую очередь политическая сила, на которую и можно будет опереться.

Сама идея о «спасительных технократах» не соответствует украинским реалиям, ведь главная проблема Украины – это не отсутствие профессионалов в государственной службе, а наличие большого количества «профессиональных коррупционеров», которые действуют именно так не потому, что не умеют управлять, а потому что умеют извлекать из управления личную выгоду.

Правительство технократов – это очередной симулякр, выдвигаемый обществу элитой, который призван скрыть основные политические проблемы, указать очередную «светлую цель», реализацию которой необходимо ждать в будущем, и, главное, скрыть реальных политических игроков за масками их временных «аватаров».