Николай водит авто на польских номерах, поэтому почти каждую неделю пересекает государственную границу.

«Вчера испытал всю коррупционную составляющую на себе. Проведем виртуальную поездку через границу. С коррупцией сталкиваемся на въезде на Ягодин (пункт контроля на украино-польской границе в Волынской области, — ред.). Часто в новостях передают, что три тысячи машин застряли в очередях. Такие очереди с одной стороны создаются искусственно самими работниками таможни, потому что это очень выгодно», — говорит Николай.

Чтобы въехать без очереди, приходится платить от 200 до 1,2 тысяч гривен.

«Например, едет человек в Польшу. Есть на руках билет на самолет. Многие жители Западной Украины летают из Кракова либо Варшавы, там перелеты дешевле, чем в Украине. Человек спешит, не имеет возможности стоять в 1,5-километровой очереди, боится опоздать на свой рейс. Поэтому обращается к пограничнику, выписывающему талоны и следящему за порядком. Чтобы въехать вне этой очереди, надо заплатить. Такса бывает от 200 до 1200 гривен. Я стоял на Ягодине в очереди и просто считал: за полчаса с «левака» проехало вдвое больше машин, чем из очереди. Там не только спешащие люди, но и так называемые «челноки», которые в Польшу возят сигареты. Они могут дать 500-600 гривен, чтобы не терять время», — говорит Собуцкий.

100 долларов за ходку

По словам депутата, на приграничных территориях, например в Любомле, нельзя найти работника на государственную службу.

«Потому что все смеются с таких зарплат. Местные за день могут заработать больше, чем на государственной работе за месяц. Здесь пограничная зона, малое пограничное движение. Визу делать не надо. Люди из 30-километровой зоны ежедневно возят сигареты. Самые популярные в Польше LD красные. Они стоят у нас 16,85 гривны за пачку. В Польше такую ​​можно продать за 6 злотых, то есть по 40,8 гривен. На одной пачке зарабатывают 24 гривны. А люди везут 10 блоков — это 100 пачек. То есть, 100 долларов зарабатывают за одну «ходку». А есть люди, которые эти сигареты скупают уже на территории Польши и везут в Германию, где пачка стоит 4 евро — 115 гривен», — объясняет Николай.

Подпольные казино: зачем Украине собственный Лас-Вегас

Собуцкий не раз убедился на себе, что такое «жить в очереди».

«Иногда, чтобы пересечь кодон, приходится 8-12 часов выстоять в очереди. Когда заезжаешь на границу, на тебя налетают «черные», которые проверяют, не везешь ли ты контрабанду — сигареты и янтарь. Весной 1,5 тонны янтаря задержали поляки на пункте пропуска «Дорогуск», который «прозевали» волынские таможенники. Его рыночная стоимость может достигать 24 миллионов злотых. Как такой груз украинские таможенники могли пропустить? Думаю, не просто так не увидели. Это не блок сигарет, которые можно спрятать, а фура солнечного камня. Это подтверждение того, что коррупция у нас процветает. В Польше не так. С поляками не договоришься», — отмечает Собуцкий.

По контрабанде тоже легко можно договориться. Цена вопроса — от 10 гривен за блок сигарет.

«Подходит человек, который ищет контрабанду. Спрашивает направления, сколько сигарет мы везем. Можем признаться, что у нас 10 блоков и заплатить 10 гривен за блок. Тогда проблем не будет. Можно положить в багажник 100 гривен или под сиденье. Во время поверхностного осмотра автомобиля работник таможни увидит деньги и поймет, что это для него. Если не признаться, но он найдет, сигареты отберут. Но неофициально. Придется уплачивать штраф в долларах — все ему в карман. Они заинтересованы, чтобы что-то найти, поэтому будут искать и требовать деньги. Даже если ничего не везешь, будут искать и спрашивать, почему с пустыми руками, ведь это невыгодно. Это не раз проходил на себе. «Челноки» создают очереди на границе. Сигаретная контрабанда у нас очень большая. Наверное, в очереди только каждая четвертая машина не везет сигарет, потому что едет в Польшу по делам либо на отдых. Остальные везут, поэтому платят», — рассказывает Николай.

На этом приключения «челноков» не заканчиваются. Сбыв сигареты в Польше, они возвращаются домой тоже не с пустыми руками.

«Когда «сигаретчики» возвращаются назад, они хотят заработать. Везут «норму». Так в народе называют 50 килограмм товара на человека. Как у нас умудряются обойти таможню? У меня есть фура дорогого итальянского вина или брендовой одежды. Хочу ввезти ее в Украину. Чтобы растаможить, надо уплатить деньги. А можно разбить фуру на малые партии и перевезти по частям. У таможни работает раскрученная схема. На польской стороне сдают в аренду склады, где лежит товар. Едет в Украину бус. В нем водитель и 6 пассажиров, которые продали в Польше сигареты. Чтобы заработать еще, заезжаем на склад и берем по 50 килограмм на человека. 7 «норм» — 350 килограмм одежды — перевозим через границу и зарабатываем еще по 150 гривен на руки. Это схема, чтобы обойти растаможку. По закону у нас разрешено провозить не более 50 килограмм и стоимостью не более 500 евро. Если везешь дорогой товар, таможеннику нужно дать пару гривен, и он не будет придираться», — рассказывает Николай.

1100контрабанда

Недавно председатель государственной фискальной службы Роман Насиров заявил, что мобильные группы на таможне очень эффективно работают по такой группе товаров как Iphone 7, которые завозятся в Украину нелегально и не были сертифицированы и оформлены официально.

На самом деле, уверен депутат, все закрывают глаза на большие партии товаров, поскольку в Украине любят только ради показухи демонстрировать, как борются с коррупцией.

85% авто, пересекающих украинскую таможню, едут на польских номерах.

«У нас автомобили дорогие. Для сравнения «БМВ 318» 2001 года выпуска у нас стоит 6 тысяч долларов. А в Польше его можно купить за $1,5 тысячи. Разница ощутима. Берешь такую ​​машину, оформляешь на себя поручение и едешь в Украину. Там можно на ней ездить 5-10 дней. Не надо растамаживать. Здесь также действует коррупция. Вчера товарищ загонял авто. Я помогал ему в этом. С него требовал таможенник 400 гривен за то, что машина заезжает впервые. Обещали, что последующие разы уже платить не будешь. Если не заплатишь, завернут. Причину найдут», — рассказывает Николай.

«Поляки проверяют авто для «лишь бы было». Наши смотрят как волки на стадо овец. У них слюна течет. Ищут что-либо, чтобы зацепиться и содрать пару гривен. Знакомый купил в Польше две туи в садовом магазине. К нему пришел ответственный за фито-санитарное направление и начал нагружать. Парню пришлось заплатить немалую сумму, чтобы его пропустили. Большинство людей на таможне — контрабандисты, которые везут сигареты и боятся, чтобы товар не забрали. Они согласны платить. Когда большинство людей опускает голову и платит, то страдают такие люди, которые везут две туи и могут дать взятку. Но за что?», — говорит луцкий депутат.

 «Черная сотня» от Гройсмана

«Последнее нововведение было от премьера Владимира Гройсмана. Он создал, как в народе говорят, «черные сотни» — межведомственное подразделение, которое будет контролировать таможенников. Так называемые мобильные группы, которые должны работать на границах для борьбы с контрабандой. Я думаю, что просто создали структуру, которая не только берет под контроль таможенника, а с которой придется таможеннику делиться. Не видел, чтобы что-то поменялось. Коррупция и дальше процветает. Это искусственно созданное звено, которому надо «отстегивать». Просто таким образом Киев хочет иметь влияние на таможню», — пояснил Собуцкий.

СБУ часто анонсирует проверки на таможне. Затем отчитывается об арестах коррупционеров.

Сколько заводов вывезли с оккупированых территорий в Россию (инфографика)

«Начали задерживать старших смены, таможенников. Чтобы обезопасить себя, денег в руки не берут. Боятся камер и попасться с поличным. Рядом ходят люди в штатском, которые за наличные помогают «порешать» вопросы. Когда кого-то ловят, то часто это люди неугодные. Подставляют людей, которые не захотели делиться. Смена формирует себе «дружескую» команду, чтобы не страшно было брать взятки. Между таможнями существует разница. Могу сравнить с Угриновым (пункт пропуска через украино-польскую границу на Львовщине, — ред.). Там такого беспорядка не видел, как у нас на Ягодине. Там тоже возят сигареты, но очереди соблюдаются. Нет такого, как на волынской, что кто-то идет в очереди, а кто-то едет боком», — говорит Николай.

Есть свои планы относительно того, как быстро и эффективно искоренить коррупцию на таможне.

«Когда Яценюк был премьером, обещал, что отдаст таможню под контроль зарубежным структурам. Я думаю, что это такая же бредова идея, как нанимать грузин на все должности. Есть немало достойных украинцев. Просто такие кадры надо выбирать по конкурсу, а не назначать и ставить своих. Вот начальник областной таможни — человек из Киева. Он как смотрящий, который должен отвечать за все. Его пролоббировали, он должен выполнять требования своих лоббистов и часто забывает о своих обязанностях. Надо вести жесткий контроль. Все оснастить видеокамерами. Искоренить эту коррупцию можно. Проблема, она процветает в контролирующих органах, тех самых СБУ. От сделок на таможне, по подсчетам экспертов, в «тень» идет до 50 миллиардов долларов», — отметил Собуцкий.

Взятки берут люди в штатском

Иван, дальнобойщик с 8-летним стажем, ездит в Польшу дважды в месяц. Согласился рассказать Politeka о собственном опыте сотрудничества с таможенниками.

«Ягодин» является самым загруженным пунктом пропуска. Иногда приходится стоять по 10-15 часов в очереди. Таможня давно превратилась в фирму по отмыванию денег. Это пирамида, где надо платить каждому звену. Схемы работают те же, что и при Януковиче. После революции в феврале 2014-го сделали перерыв разве что на месяц-второй. Затем снова наладили схемы и начали брать деньги», — рассказывает он.

По словам Ивана, в сентябре задержали начальника отдела таможенного поста «Ягодин» и его заместителя — оба попались на взятке в 700 и 900 долларов за выдачу разрешительных документов при таможенном оформлении груза.

Сколько заводов вывезли с оккупированых территорий в Россию (инфографика)

«Брать хотят, но боятся. Поэтому из рук в руки деньги не передают, поскольку везде камеры. В зоне таможенного контроля встречает пограничник. Он первым осматривает авто. Чтобы не цеплялся, ему в багажнике на видном месте оставляю 200 гривен. Видеонаблюдение ничего не дает. Потому что платить «дань» отправляют в авто, которое припарковано неподалеку. Там человек в штатском. Просят давать без сдачи. Поэтому всегда есть с собой пачка по 20-50 гривен. Даже если ничего не везешь, могут придраться. Угрожают, что все проверят, загонят машину на яму для полного обзора, будут затягивать время. Ищут, к чему бы придраться. Откровенно занимаются вымогательством. Далеко ходить не надо. По дороге к границе видно, где живут люди, работающие на таможне. У них высокие дома и заборы из дорогого камня, бассейны и даже теннисные корты во дворе. Люди сами приучили их брать взятки. Слежу за водителями. Они сначала вынимают кошелек, а потом — загранпаспорт», — говорит дальнобойщик.

Яна Романюк