— Чего достигла Украина как непостоянный член Совета безопасности ООН за последний год работы?

— Достижения не впечатляющие. Украина не смогла эффективно использовать членство для защиты своих национальных интересов в условиях продолжающейся российской агрессии.

В первый месяц непостоянного членства произошло около 15 заседаний Совета безопасности ООН. Рассматривались ситуации в Кот-д’Ивуаре, Конго, Судане, Колумбии, Центральноафриканской республике и других регионах мира. Одно заседание посвятили защите гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Только на нем украинский представитель поднял вопрос о российской агрессии в отношении нашего государства, о большом количестве внутренне перемещенных лиц, о том, что на оккупированных территориях нарушаются права человека и Россия совершает военные преступления и преступления против человечности.

По октябрь этого года, с около 180 заседаний Совета безопасности ООН, только одна сессия была посвящена вооруженной агрессии России против Украины. Состоялась она 28 апреля на основании письма бывшего постоянного представителя Украины в Совбезе Юрия Сергеева от 27 февраля 2014 года. На этой сессии представили результаты деятельности миссии ООН и специальной наблюдательной миссии ОБСЕ в Украине.

Весомых результатов обсуждение не принесло. Речь шла главным образом о необходимости выполнения Минских договоренностей. Но сессия закончилась даже без обсуждения текста конкретной резолюцию в которой был бы зафиксирован факт российской агрессии, совершения им военных преступлений, преступлений против человечности, а главное предложений относительно мер для восстановления международного правопорядка.

Настаивание на принятие такой резолюции было крайне необходимым. Даже, если бы Россия наложила вето, голосование за соответствующий документ показало бы, что позицию Украины поддерживает большинство государств-членов Совета безопасности.

Украина должна настойчиво добиваться, чтобы Совбез чаще обсуждал поведение РФ на международной арене. Ведь российская агрессия против Украины продолжается. Так же, Россия совершает военные преступления и преступления против человечности в Сирии и осуществляет провокации против других государств, угрожает применением ядерного оружия.

К сожалению, Украина не демонстрирует четкой, настойчивой позиции относительно обсуждения этих вопросов. Это вызвано тем, что у нас до сих пор нет государственной стратегии отношений с РФ и не определено правовую позицию, как дать отпор России и ликвидировать последствия ее агрессии.

— Реально ли ограничить право вето России?

— Это возможно только в случае изменения устава Организации Объединенных Наций. А этого в ближайшем будущем не произойдет. Однако, исправить ситуацию можно путем использования принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1950 году резолюции 377 «Единство ради мира».

Она предусматривает, что в случае, если Совбез ООН не может принять решение относительно ситуации, которая возникает из-за актов агрессии, нарушения всеобщего мира и безопасности, это может сделать Генассамблея. Там Российская Федерация права вето не имеет. За 66 лет этот механизм использовали десять раз.

Для этого созывается чрезвычайная специальная сессия во время которой Генассамблея ООН принимает соответствующую резолюцию.

Политика на крови: зачем миру новый конфликт в Ираке 

Впервые такой механизм применили в 1950 году, когда Северная Корея совершила агрессию против Южной Кореи и Россия использовала право вето для блокирования работы Совбеза. Тогда на пятой сессии Генассамблеи и приняли резолюцию «Единство ради мира». На ее основе создали объединенные вооруженные силы ООН для отпора агрессии Северной Кореи. Участие в них приняли около двадцати государств. В частности, США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия.

В 1956 году чрезвычайная специальная сессия состоялась во время Суэцкого кризиса вызванного актом вооруженной агрессии Великобритании и Франции против Египта. Для восстановления мира в районе Суэцкого канала создали миротворческие силы ООН.

Восьмую сессию созвали в 60-х годах для принятия резолюции о применении санкций против Южноафриканской республики, которая проводила политику апартеида и грубо нарушал права людей.

Сейчас проходит десятая чрезвычайная специальная сессия, которая рассматривает вопросы Израильско-палестинского конфликта.

Поэтому Украина должна настаивать и работать над созывом соответствующей сессии Генассамблеи ООН для рассмотрения вопроса о российской агрессии и применения против нее санкций.

— Как добиться ответственности России в Международном уголовном трибунале?

— Верховная Рада еще 4 февраля 2015 года приняла заявление и постановление о признании обязательной юрисдикции Международного уголовного суда относительно вооруженной агрессии Российской Федерации.

В прошлом году в сентябре министр иностранных дел Украины сообщил секретариат суда о соответствующем решении украинского парламента и прокурор суда принял дело к рассмотрению. Если Украина предоставит достаточное количество документов и качественные, убедительные доказательства факта российской агрессии и совершения высшим руководством РФ и ее вооруженными силами военных преступлений и преступлений против человечности, прокурор Международного уголовного суда может принять решение о собственном формальном расследовании дела.

Оно должно завершиться предъявлением обвинительных актов конкретным лицам. Потом будет рассмотрение дела в суде. Но для этого украинская власть должна действовать эффективно и системно, чтобы прокурору МУС предоставить соответствующие документы. Ведь от их качества зависит открытие уголовного дела.

— Что еще нужно сделать для защиты Украины в условиях российской агрессии?

— Инициировать принятие Генеральной ассамблеей резолюции относительно консультативного заключения Международного суда ООН, который касался бы правомерности включения Крыма в состав Российской Федерации. Это стало бы авторитетным правовым подтверждением неправомерности аннексии полуострова.

Резолюция ПАСЕ: Против Путина или за Украину?

Также украинская делегация должна была бы использовать Совет ООН по правам человека. Предложить созыв Специальной сессии с повесткой дня о нарушениях прав человека на временно оккупированных Россией украинских территориях и предлагать соответствующие проекты резолюций.

Кроме того, можно инициировать принятие Генассамблеей ООН декларации о возмещении ущерба причиненного в результате агрессии и незаконной оккупации иностранных территорий. Хотя такой документ не направлен против конкретного государства, но понятно, что имеет в виду Россию.

Что касается РФ, украинская делегация должна бы продвигать принятие Генассамблеей резолюции о порабощенных народах России, о поддержке демократии в РФ и о признании идеологии «русского мира» неонацистской и реваншистской.

— Чего стоит ожидать от нового генсека ООН Антонио Гутерреша?

— Украина ничего ни от кого не должна ожидать. Если не будем защищать активно и системно свои национальные интересы, то вряд ли можно требовать действий от наших партнеров и союзников. Они за нас нашу работу выполнять не будут. Новый генсек может способствовать продвижению позиций Украины в ООН, но лишь при условии, когда соответствующие инициативы будет продвигать украинский МИД.

Ольга Головка