Если вкратце, то выборы, согласно новому закону, можно описать так – партии выставляют по одному или по двум кандидатам на избирательном округе. Избиратели голосуют как за партию, так и за кандидата. Если партия преодолевают 5% процентный барьер (для блоков – 7%), кандидаты от этой партии попадают в местный совет. А теперь главное – очередность попадания депутатов в местный совет зависит не от очередности,  предложенной партией в избирательном списке, а голосами, полученными от избирателей.

То есть, если, например, кандидат от партии набрал на своем округе наибольшее количество голосов, то именно он первый в списке, кто попадает в совет. Если же кандидат набрал наименьшее количество голосов на своем округе, то он, соответственно является последним кандидатом на прохождение в местный парламент.

Новый закон о местных выборах выглядит как вполне европейский. Немного напоминает немецкую избирательную систему. Но, как известно, у нас далеко не немецкие принципы в организации выборов и партийной жизни. Поэтому у закона, который, возможно примут во втором чтении, есть как свои безусловные плюсы, так  и минусы. Давайте разберемся.

Из хорошего:

Первое. У избирателей появляется возможность непосредственно влиять на избирательный список партий, избирая первого или второго (партии могут выдвигать целых два своих кандидата) кандидата, предложенного политическими партиями. Теперь не партийные босы, а избиратели формирует очередность попадания кандидатов от партии в местный совет.  Это и есть — долгожданные «открытые» списки.

Второе. У партий есть стимул искать популярных пробивных лиц, которые бы тянули общий рейтинг партии. Это как бы понятно – чем больше привлекательных фамилий-кандидатов будет на конкретном округе, чем больше процентов голосов соберет партия.

Однако, не факт, что партии будут рваться подобрать самых популярных региональных лидеров. Не все так просто – ведь наличие таких лиц будет создавать острую конкуренцию для самого партийного регионального истеблишмента и существенно уменьшать их собственные шансы попасть в местный совет. Не забываем главное правило «открытых» список – очередность попадания в местный совет зависит от голосов избирателей, а не от порядка, утвержденным местным партийным руководством. Чем больше популярнее люди в списке — тем меньше шансов у этого руководства попасть в местные органы власти.

Из плохого: 

Первое. Попытки ввести «открытые списки» по-украински происходят в условиях неевропейской системы финансирования политических партий. Это значит, что выборы на округах могут превратиться не столько в соревнование политиков, сколько в борьбу денежных мешков. Да, предложенная избирательная система не является классической мажоритарной, так как кандидатов выставляют партии. Но эта система в украинских условиях перенимает едва не все недостатки мажоритарной системы, основной из которых — «засевание» округов и тотальный подкуп избирателей.

Второе. Выборы по новой системе могут принести хаос в политические команды на местах. Партии могут потерять контроль над собственными выдвиженцами. С одной стороны, это якобы должно способствовать их обновлению, но с другой, в условиях развитого популизма и неопытности украинских избирателей, такая система может способствовать доминированию популизма над профессионализмом.

Из нейтрального:

Новая система объективно будет способствовать укрупнению политических партий. Для маленьких и гордых партий новая система оставляет мало шансов, — нужно очень постараться, чтобы выставить кандидатов на всех округах и, главное, собрать соизмеримые с финансами крупных партий деньги на кампанию. Для малых партий шанс – разве что в блокировании.

Такое укрупнение стратегически хорошо для партийного строительства в Украине, но тактически плохо, поскольку лишает крупные партии конкуренции со стороны новых политических проектов.

Примечательно, что теперь некоторая часть политической конкуренции будет в открытую перенесена вовнутрь партий. Ведь теперь, в случае принятия закона, кандидаты в депутаты местных советов будут не только конкурировать с кандидатами других политических сил, но и с  собственными однопартийцами, которых нужно будет обгонять, собирая большее количество голосов собственно за себя, а не только за партию.