Стоит ли легализировать оружие в Украине и созрело ли украинское общество к таким изменениям, Politeka.online рассказал председатель наблюдательного совета «Украинской ассоциации владельцев оружия» Георгий Учайкин.

— У нас уже три года продолжается конфликт на Донбассе. Увеличилось ли за это время количество нелегального оружия?

vgupytZu8Kw
— В последнее время используем вместо термина «нелегальное» – «неучтенное» оружие. Ведь из-за отсутствия в Украине оружейного законодательства де-юре все оружие является легальным.

Количество оружия за три года выросло примерно на 1,5 млн единиц.

Так, международное сообщество, частично ОБСЕ, соглашаются с тем, что среди европейских стран именно в Украине – сейчас наибольшая доля неучтенного оружия. Его количество достигло уже 5 млн. В частности, это объясняется и тем, что у нас сложная ситуация с учетом оружия в Министерстве обороны.

— Легко ли простому человеку приобрести оружие?

— В общем, да. И это проблема. Есть определенные люди, которые занимаются таким бизнесом, есть разветвленная сеть для продажи оружия. И это неудивительно, учитывая то, что есть десятки игровых заведений закрытого типа. Та же ситуация происходит и с наркотическими веществами, проституцией и т.д. В основе этого явления – бизнес-процессы.

Если есть спрос на оружие и человек не может приобрести его легально, то он будет искать любой другой способ, чтобы утолить свое желание. Поэтому возникает предложение.

Заинтересованные лица получают свой профит, соответствующую часть отдают тем, кто должен с этим бороться. При других обстоятельствах это явление давно бы уже было уничтожено.

— То есть есть те, кто «крышует» этот бизнес? Но ведь криминогенная ситуация ухудшается.

— Не будем голословными. Есть системы, которые не демонстрируют эффективную борьбу. У них есть программа борьбы с этим явлением, однако они не хотят «сдавать» рынок. Криминогенная ситуация не является для них проблемой. Уровень преступности растет, вслед растет бюджетное финансирование МВД.

Военное положение в Украине – необходимость, угроза или пиар?

Обычный человек, чтобы защититься, пойдет на нелегальный рынок оружия. На государственном уровне проводят месячники сдачи оружия, изымают определенное количество старого хлама (например, за 9 месяцев 2016 года был сдан только 81 автомат).

Если бы было желание бороться с преступностью, то заложили бы фундамент этой борьбы. Граждане получили бы право на вооруженную защиту. К каждому человеку не приставить полицейского. Он должен защищаться самостоятельно. Если возникает пожар – есть потребность в огнетушителе. Порезал палец – скорее к аптечке. Оружие – это просто инструмент, который спасает жизни.

— Не приведет ли доступность оружия к тому, что будет опасно ходить по улицам?

— Возьмем зарубежный пример – Чикаго. Это город, в котором больше всего во всей Америке ущемляют права людей на вооруженную защиту. В профессиональных кругах говорят, что если бы такие ограниченные действия были повсюду в США, то американцев уже бы просто поубивали.

В Чикаго на протяжении многих лет самые высокие показатели по преступности. Здесь наибольший уровень убийств. Есть прямая зависимость от количества учтенного, легального, зарегистрированного за гражданами оружия и уровнем преступности.

— Бытует мнение, что у украинцев нет культуры обращения с оружием.

— Такие месседжи тиражируются с целью дискредитации права граждан на вооруженную защиту. Экспертная среда в этом вопросе однозначно находится на стороне наших законодательных инициатив.

Спикеры из Министерства внутренних дел отмечают, что легализация оружия – не актуальна. Мол, украинцы не готовы, в нетрезвом состоянии убьют друг друга и тому подобное. Однако вообще есть примеры, когда охотники, отправившись на охоту, напились бы и перестреляли друг друга? Вряд ли. А вот насчет полиции есть печальные примеры.

За девять месяцев 2016 года зафиксировано 57 случаев, когда зарегистрированное оружие использовали при осуществлении преступных действий.

Безусловно, есть случаи неосторожного обращения с оружием, применение с неправомерной целью. Заметьте, показатель 57 – на страну с 40 млн населения. Это за пределами погрешности. Все же украинцев пытаются уверить, что они не готовы к легализации.

В Украине около 1,5 млн владельцев оружия. У них на руках около 2,5 млн единиц, причем страшного по своему действию (охотничьи ружья, гражданские версии автомата Калашникова и т.д.) Люди не убивают друг друга. Потому что существует оружейная культура и у АТОшников, и у тех, кто служил.

Поэтому непонятно, об отсутствии какой культуры нам постоянно пытаются толковать спикеры.

— Есть ли достаточное количество мест для тренировок?

— Есть 48 учебных заведений, семь из которых сосредоточены в Киеве. Мизерное количество для такой огромной страны. Однако надо понимать, что это вообще характеризует состояние оружейной отрасли.

По нашим подсчетам, после принятия закона о гражданском оружии, таких учебных заведений должно появиться около двух тысяч. Там будут обучать правильно обращаться с оружием будущих его владельцев.

Переселить себя: почему эмиграция остается вечной украинской проблемой

Сейчас состояние отрасли – нулевое. Парламент демонстрирует свою полную беспринципность, нарушая Конституцию. В частности, конституционных прав не придерживается МВД, демонстрируя антиоружейную риторику. Хотя оружейная отрасль могла бы стать спасательным кругом для нашей экономики, создав десятки тысяч рабочих мест. Не говоря уже о том, что у нас вообще нет фактического производства боеприпасов, стрелкового оружия. Безусловно, есть несколько производителей, однако их мощности мизерные.

— Как воспитать и среди правоохранителей, и среди граждан уважительное обращение с оружием?

— Надо менять систему, отношение, признать верховенство права и, в частности, начать с дела Пашинского… Это и будет одним из первых шагов воспитания оружейной культуры. Чтобы человек понимал: если нет основания применять оружие, то поезжай себе дальше с пистолетом, который получил на сомнительных основаниях. Иначе есть попытка умышленного убийства, нанесение тяжких телесных повреждений гражданину Украины. На таких примерах должны показывать, как надо обращаться с оружием. Тогда исчезнут случаи, когда полицейские стреляют в автомобиль наугад.

Общество должно осознать, что закон одинаков для всех. Оружие надо применять эффективно, понимая цель.

— А что делать с наградным оружием? Ведь есть определенные вопросы к людям, которым делают такие «подарки».

— Арсен Аваков отметил, что он ничего никому не дарил, а награждал оружием. Однако указал ситуацию до 2004 года. Такое впечатление, что у МВД нет учета. Ведь некоторые владельцы оружия не продлевают сроки своих удостоверений на протяжении многих лет. Значит, есть проблемы с базами данных.

Надо признать, что есть нарушения, превышение полномочий министрами силовых структур. Они не имеют права выдавать оружие гражданским (и Пашинский в этом случае также является гражданским). Есть вопросы и к четырем пистолетам Гройсмана. На каких основаниях он все это получил и за что, где перечень «героических поступков»?

Почему обычный украинец тогда не имеет права за деньги на законных основаниях приобрести оружие? Проходили все это в советские времена, в частности, гражданам – общественный транспорт, госслужащим – привилегии. От этого позорного явления необходимо избавляться.

— Каким образом людям можно гарантировать право на самозащиту?

— Надо принять соответствующий закон. Специалисты признают, что такой закон должен стать фундаментом. Далее нужно вносить много изменений в большое количество документов. Необходимыезаконы об охранной деятельности, территориальной обороне, оружейной амнистии и тому подобное.

Должны принять ряд законов, которые бы урегулировали оружейную ситуацию. Но начинать надо с основы – не на уровне ведомственного органа, а на уровне закона. Как того требует Конституция Украины.

Стоит создавать условия, при которых человек имел бы желание свое нелегальное оружие ставить на учет: регистрируй, проходи обучение, получай удостоверение. Соответствующий закон будет определять, с какого возраста его можно получить и какой орган будет выдавать такие удостоверения.

В частности, целесообразно пересмотреть государственный бюджет, куда направляются деньги и в каком количестве.

Романия Горбач, Владислав Руденко

Фото: El Sol del Centro