С начала Революции Достоинства прошло уже четыре года, однако только в прошлом году начались подвижки в деле Януковича.

Началом исторического процесса можно считать 28 ноября 2016 года. Именно тогда в Святошинском районном суде Киева в режиме видеоконференции Янукович давал показания по делу о причастности бойцов «Беркута» к убийствам протестующих на Майдане (в конце февраля 2014-го года).

Однако во время судебного перерыва генеральный прокурор Юрий Луценко выдвинул ему обвинение в государственной измене и содействии агрессии России против Украины.

Напомним, бывшего главу Банковой подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 («Государственная измена»), ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 110 («Пособничество в умышленных действиях, совершенных с целью изменения границ территории и государственной границы Украины») и ч. 5 ст. 27, ч. 2 ст. 437 («Пособничество в ведении агрессивной войны») УК Украины.

Судебные баталии

27 января 2017-го года ГПУ вручила защитникам «легитимного» официальное подозрение. А уже через два месяца, 28 марта, Апелляционный суд определил подсудность дела и передал его в Оболонский районный суд. Последний официально вызвал экс-президента в качестве обвиняемого 4 мая 2017 года.

Защита доказывает, что слушать дело нельзя. Зато прокуратура настаивает на правомерности своих действий и надеется на вынесение заочного приговора.

При этом Луценко пообещал соблюдение всех гарантированных законодательством прав подсудимого.

Болевые точки: Вооруженное восстание или конституционные преобразования?

«Этот суд будет в корне отличаться от политических судилищ времен Януковича, через которые я вынужден был пройти в свое время, — заявил Луценко. — Я уверен, что на этом процессе будут соблюдены все права подсудимого, гарантированные украинским законодательством».

Курс на Страсбург?

Впервые в истории независимой Украины в государственной измене обвиняют экс-президента, однако есть еще и другие причины, почему этот процесс так уникален.

Во-первых, суд над «гарантом» — требование Майдана. Во-вторых, это еще и обещание действующего президента Украины Петра Порошенко. В контексте того, что не за горами очередные президентские выборы, привлечение к ответственности Виктора Федоровича и «семьи» очень уместно с электоральной точки зрения.

Несмотря на всю эту уникальность и важность, особого прогресса в деле пока не видно. В то время как судебные заседания переносят с одной даты на другую, адвокаты Януковича системно собирают свою «доказательную базу».

Еще на подготовительной стадии процесса они неоднократно жаловались на ряд нарушений. В частности, относительно права на защиту, отмечая, что их подзащитный хочет дать показания по делу, однако не может приехать в Украину, поскольку убежден, что здесь есть угроза его жизни.

В качестве «жеста доброй воли» Янукович даже предложил пригласить к себе на беседу представителей ГПУ. Однако такое предложение украинской стороне пришлось не по душе. Говорить с подозреваемым они готовы только на территории Украины.

Также адвокаты заявили, что в украинском законодательстве относительно заочного расследования существуют нюансы, позволяющие говорить о процессуальных нарушениях. Речь шла о сроках на ознакомление с материалами дела, которые входили во время, в течение которого такое расследование продолжается. Впоследствии Верховная Рада внесла изменения в УПК, устранив часть противоречий.

Однако 6 июля Янукович решил отказаться от участия в судебном процессе над ним и отозвал защиту.

Позже Региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Киеве назначил адвоката Виталия Мешечка для защиты экс-президента.

Защитников Януковича этот факт не впечатлил. Они убеждены, что в Украине «невозможно осуществить правосудие, а сам судебный процесс превратился в обычное политическое ток-шоу».

По оценкам экспертов, в ближайшей перспективе защита может отправиться со всеми своими претензиями в Страсбург – в Европейский суд по правам человека, где будут выяснять, кто здесь пан, а кто пропал.

Обновленный Верховный суд: доброчестный и не очень

По словам политика и юриста Степана Гавриша, осуждение Януковича в новейшей истории было бы серьезным предупреждением для всех тех, кто захочет действовать против национальных интересов страны.

«Суд над Януковичем имеет под собой совершенно объективные основания, однако его превратили в большой политический пиар, — считает Гавриш. — Власти используют его для мобилизации электората, а не для установления справедливости. В частности, не заинтересованы в том, чтобы Янукович был реально осужден в украинском суде. Очевидно, это связано с очень сложными тайными процессами — с теми же Минскими соглашениями, местом Януковича в украинской политике, гарантиями, которые ему дал Путин и пр. До сих пор нет четко сформулированной и понятной позиции обвинения, которая была бы доступна для экспертной оценки. Как показывает европейская практика, где Янукович достиг определенных успехов (Украина обязана компенсировать ему соответствующие расходы на судебные дела), эта ситуация не кажется совершенной с точки зрения сбора соответствующих фактов и доказательств. Поэтому выход из дела адвокатов Януковича и назначение ему государственного защитника свидетельствуют о слабости самого процесса».

По словам эксперта, заочное осуждение Януковича не вызывает большого энтузиазма в Страсбургском суде.

«Если суд вынесет обвинительный вердикт, то, без сомнения, адвокаты Януковича обратятся в ЕСПЧ, где будут обжаловать решение, — рассказывает юрист. — Это может затянуться на 3-5 лет. Здесь сложно что-то прогнозировать. Еще не известно, как будут развиваться события в самой Украине, какие аргументы будут у генпрокурора, как на это будет реагировать защита. Да и сам заочный процесс еще не апробирован судебной практикой. Он чрезвычайно сложен, поскольку приходится устанавливать вину лица без его непосредственного присутствия. Суд будет вынужден ориентироваться на касательные показания — с чужих слов, показания третьих лиц. Страсбургский суд будет разбирать процессуальную природу этого процесса и количество нарушений. У него будет достаточно причин для критической оценки. Прозрачность, юридическое равенство сторон, которое должна была обеспечить украинская сторона, открытость доступа ко всем фактам позволили бы направить этот процесс в максимально публичную форму. При таких обстоятельствах он будет иметь больше шансов не быть отмененным в Страсбурге».

Юрист считает, что выборы в Украине могут состояться в любой момент, поэтому судебный процесс может ускоряться в зависимости от того, как будут развиваться события в политическом пространстве. Учитывая процессуальные особенности, замечает он, суд может вынести решение по делу Януковича уже в следующем году.

Вспомнить все

Стоит также напомнить, что Януковича обвиняют в подписании обращения к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ввести российские войска на территорию Украины.

Речь идет о письме, датированном 1 мая 2014 года. Этот документ уже покойный российский дипломат Виталий Чуркин обнародовал на заседании Совета Безопасности ООН. Однако, по словам самого Януковича, от его имени было заявление, а не письмо.

Украинская сторона в суде пытается доказать, что это и является актом государственной измены, что и стало индикатором аннексии Крыма и войны на Донбассе.

Не менее важный момент заключается в том, что накануне судебного процесса над Януковичем Порошенко объявил о конфискации 1,4 млрд долл., которые принадлежали экс-президенту и его соратникам.

Деньгами, как заверили, пополнили госказну. Это лишь незначительная сумма, которую удалось вернуть. Сколько еще миллиардов остается на зарубежных счетах и как украинская власть собирается их возвращать – неизвестно.

По словам политолога Кирилла Сазонова, в отечественных политических кругах есть мощное лобби, тормозящее принятие соответствующего законодательства для возврата денег Януковича.

Санкции США против России: между глаголами may и shall

«С деньгами Януковича вообще ситуация интересная. В Ощадбанке с самого начала по команде Яценюка их арестовали. Андрей Пышный их там притормозил. Потом подключилась прокуратура. Эти деньги можно было конфисковать давно и довольно просто. Нужно было лишь принять закон о спецконфискации, который успешно работает в той же Италии, Латвии. Деньги криминального происхождения, переведенные через фирмы-прокладки, арестовываются. Дается полгода, чтобы пришел владелец и объяснил, откуда они у него взялись. В случае с Януковичем и его окружением никто не придет и ничего не объяснит. Поскольку речь идет об очень больших суммах, они крупно вложились в лоббистов в ВР. Поэтому закон о спецконфискации до сих пор не был принят. Постепенно через судебные процессы пытаемся их вернуть. Хоть здесь есть сопротивление».

Многие ожидают, что заочный приговор Виктору Януковичу даст положительный импульс расследованию других, не менее резонансных, дел.

В этом контексте стоит вспомнить обещания Луценко, который заявил, что в ближайшее время начнутся судебные процессы над олигархом Сергеем Курченко, экс-главой Министерства доходов и сборов Александром Клименко и бывшим первым заместителем генерального прокурора Украины Ренатом Кузьминым.

И не забывайте, что в СИЗО до сих пор находится бывший глава фракции «Партии регионов» Александр Ефремов. Суд по его делу, как по делам вышеупомянутых, «повис в воздухе».

По мнению Сазонова, «семья» — это огромная преступная группировка, поэтому, чтобы довести до логического завершения все связанные с ней дела, нужно как минимум 5-10 лет.

«Здесь дело не в наличии политической воли расследовать или не расследовать эти дела, а в инстинкте самосохранения, – отмечает политолог. — Команда, которая не убежала из Украины, мечтает о реванше. Финансируется неплохо из России. Поэтому если действующая власть их не посадит, то они вернутся через несколько лет – с другими названиями и лозунгами. А если окажутся при власти, сюсюкаться ни с кем не будут. Поэтому это вопрос выживания – как для власти в частности, так и Украины вообще».

Также эксперт считает, что в деле Януковича сам экс-президент не является ключевой мишенью.

«Запад не очень любит обвинения в государственной измене, потому что это пахнет политикой, — рассказывает он. — Им больше нравятся криминальные, коррупционные скандалы. Луценко пошел другим путем, который для многих кажется нелогичным – осуждение за государственную измену. Причина здесь проста, дело не в Януковиче. Сделана колоссальная работа, собраны материалы об оккупации Крыма: какую военную часть блокировали, кто это делал, фамилии русских солдат, которые захватывали админздания, кто давал команды. Там огромный объем материалов, который якобы проходит по делу Януковича, но реально это доказательная база против Путина, России, которая оккупировала Крым. Когда материалы дела попадут в ЕСПЧ, они получат доказательную базу, на основе которой можно осуждать российское государственное руководство. Защитники Януковича не сразу оценили масштаб угрозы, согласившись принять участие в процессе. Они хотели доказать, что в Украине имел место государственный переворот, что власть у нас нелегитимна. Однако, увидев доказательства, поняли, что сами оказались в ловушке. Поэтому сейчас пытаются всячески этот процесс блокировать».

Итак, чем закончится эпическая история президента-беглеца и его не менее резонансных союзников — остается открытым вопросом для всего украинского общества.

Романия Горбач