Почему не проводят государственные закупки?

Осенью 2014 года пациентские организации обвинили уже послереволюционное Министерство здравоохранения в бездействии. Скандал стоил кресла майданному министру Олегу Мусию, который не обеспечил своевременное проведение закупок.

Чтобы в 2015 году избежать проблем с медицинским обеспечением, экспертная среда разработала закон, который передавал обязанность проводить закупки от Минздрава нескольким международным организациям с репутацией – например, ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ и др. В апреле этот закон вступил в силу. Впрочем, по состоянию на конец июля полномочия по закупке лекарств международным организациям так и не переданы. Медицинское обеспечение пациентов в 2015 году также сорвалось. По официальной версии Минздрава, задержка произошла из-за бюрократических препятствий на пути разработки нормативных положений к закону.

Стоит отметить, что чиновники министерства не подготовились к самостоятельному проведению тендеров по старой схеме. Чтобы купить лекарства, Минздрав должен утвердить их номенклатуры, то есть определить, какие именно лекарства нужно купить. Как сообщила пресс-служба министерства, в начале июля процесс формирования номенклатуры все еще продолжался. При этом годовой план закупок на 2015 год впервые был опубликован в середине лета этого года. Причем перечня лекарств документ не содержит. Министерство планирует закупить услуги ЖКХ и связи, провести медицинскую реабилитацию детей.

Кто и когда закупит лекарства для пациентов?

В начале июля в зале парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции состоялась консультационная встреча, посвященная участию международных организаций в закупках лекарств для Украины.

Обезглавленный Минздрав представлял заместитель министра Игорь Перегинец. По его словам, в этом году объем медицинских закупок составляет более 4 млрд грн, что может стать хорошим бонусом как для отечественной фарминдустрии, так и для иностранной. Чиновник объяснил затягивание процедуры согласования номенклатуры лекарств начатой Квиташвили борьбой с коррупцией.

На короткий вопрос из зала, когда наконец Минздрав передаст международным организациям номенклатуры лекарств, представитель министерства ответил коротко: «В конце июля». Но нужно отметить, что передача номенклатуры не означает автоматических поставок лекарств. Как объяснили присутствовавшие на встрече представители международных организаций, у них есть свои сроки, условия и процедуры. Например, самые короткие сроки поставки лекарств для Украины назвали представители голландской организации IDA – 2-4 недели. Это будут лекарства против СПИДа, малярии и детских болезней – при условии, что товар будет на складах организации. Другим поставщикам времени надо от полутора месяцев и более – опять-таки на определенную группу препаратов. Долгие сроки задекларировал представитель Программы развития ООН – 6 месяцев. Ключевое условие почти всех иностранцев — предоплата за товар в валюте, что может также повлиять на сроки поставок препаратов для пациентов.

Присутствующие на обсуждении общественные эксперты предположили, что в этом году из-за рубежа все необходимые товары точно не поступят. А значит, правительство перейдет к плану Б, то есть без посторонней помощи объявит о начале закупок.

Но национальные закупки не станут панацеей. Дефицита лекарств для определенных групп пациентов не избежать. Если предположить, что первые отечественные конкурсные торги состоятся в середине августа, то больные смогут получить лекарства в лучшем случае в октябре-ноябре. Учитывая заявления представителей международных организаций, поставки препаратов из-за границы растянутся во времени до начала 2016 года.

«Выхода нет»?

Ситуация с обеспечением лекарствами пациентов настолько сложна, что одним только планом Б не обойтись. Прошло более полугода. Поэтому решение проблемы требует радикальных государственных мер, с помощью которых правительство сможет быстро закупить лекарства и перераспределить их среди пациентов. И такие шаги в современной украинской истории известны.

В апреле вступил в силу так называемый закон о строительстве оборонных сооружений. Если коротко, этим документом парламент разрешил правительству без долгих конкурсных процедур на переговорах выбрать подрядчиков для строительства «стены» на Донбассе. Таким образом, срок проведения закупок сократился с 60 дней до 7. Конечно, такое волевое решение содержит значительные коррупционные риски. В то же время, если верить заявлениям министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Зубко, по состоянию на конец июля фортификационные сооружения на востоке готовы на 100%. Кроме того, закон о строительстве сооружений официально теряет силу с 1 сентября 2015 года.

Можно ли принять аналогичный закон для медицинских закупок, чтобы пациенты не прерывали лечение в 2015 году? Очевидно, да. И реализация такого решения может стать результативной только при ответственности всех сторон. Правительство должно внести закон о срочной закупке лекарств в парламент. Депутаты — вернуться под купол Верховной Рады и проголосовать за документ. Ну а Минздрав должен привлечь авторитетных специалистов из пациентских организаций к переговорам с поставщиками, чтобы снять какие-либо подозрения в коррупции.

Информация собрана в рамках проекта «Создание и внедрение системы мониторинга использования публичных средств «Открытый бюджет» при поддержке Европейского союза