Страны Сахеля – еще одно логово экстремистов

Если смотреть на глобус, то чуть ниже Сахары находится регион под названием Сахель. Он представляет собой область засушливых полупустынь между Сахарой на севере и плодородными саваннами и тропическими джунглями на юге.

Каталония не Испания: почему они так хотят уйти?

Территория тянется на 4 тыс. км поперек всего континента: от Атлантического океана на западе до Красного моря на востоке. Площадь климатического Сахеля превышает 3 млн кв. км – в пять с лишним раз больше Украины или почти в шесть раз больше Франции. На слабозаселенных просторах полупустынь расположены огромные государства: Нигер, Чад, Центральноафриканская республика, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Сенегал.

Но в этом регионе не существует нормальных государственных образований – трайбализм, преступность и коррупция достигают просто неимоверных масштабов. Отсутствует сколько-нибудь приличная инфраструктура – асфальтированное покрытие нечасто встретишь даже в центре столиц (да и сами столицы часто – просто огромные деревни); повсеместно нет электричества и нормальной питьевой воды; а об элементарной санитарии, самой примитивной медицине и зачатках образования здесь не вспоминали со времен освобождения от проклятого европейского колониального гнета.

Никакой промышленности в регионе нет и быть не может, а отсутствие воды и неимоверная жара (Сахель – самый жаркий регион на Земле: среднемесячные температуры колеблются в районе 33-36 градусов) вкупе с коррупцией и бандитизмом делает невозможным развитие сельского хозяйства. Добавим к этому один из самых высоких показателей рождаемости в мире — 7-8 детей на одну женщину, чтобы оценить ситуацию в полной мере.

Уровень жизни в Сахеле стабильно низок

Само собой, после ухода европейцев, мечтавшие о конце колониального гнета жители проели все, что можно было проесть. После чего регион захлестнула волна регулярных военных переворотов. Правда, периоды «стабильности» были ненамного лучше: достаточно вспомнить Жана Бокассу в Центральноафриканской республике, который объявил себя императором и употреблял своих оппонентов на ужин.


В последние годы этот регион с преимущественно мусульманским населением стал идеальным полигоном для множества радикальных исламистских группировок. Самые крупные из них – нигерийская «Боко Харам», пустившая метастазы в ряде стран региона, и «Аль-Каида в Магрибе», сделавшая своей базой Мали. В последнее время набирает силу также «Исламское государство в Сахаре», которое пытается перевербовать некоторых боевиков малийской «Аль-Мурабитуна».

Нигерийские солдаты

Наибольшую активность в деле борьбы с терроризмом демонстрирует Чад, который создал лучшие в регионе и одни из лучших на всем Черном континенте силы антитеррора. Более того, чадийские коммандос активно принимают участие в делах соседей: они участвовали в гражданской войне в ЦАР и охоте на лидеров боевиков в Мали и в Нигерии. В 2015 году Чад был частью коалиции, разгромивший один из локальных «эмиратов» «Боко Харам» и принимал участие в Multinational Joint Task Force. Именно на Нджамену (столица Чада) опирались французы и американцы в их борьбе с террором в этой части света.

Но Чад – это не исключение из списка неблагополучных стран Сахеля. Кроме спецподразделений там все функционирует так же плохо, как и у соседей. Недавно в стране кончилась бумага для паспортов, выдача документов прекратилась, а власти США в связи с этим внесли страну в список тех, чьим гражданам запрещен въезд в Америку. Взбешенная такой «неблагодарностью», Нджамена приостановила участие в операциях по борьбе с экстремистами, чем поставила под угрозу безопасность в регионе.

Трагедия в Тонго-Тонго

В середине октября 2017 года Соединенные Штаты всколыхнула новость о четверых спецназовцах, которые погибли в боях с исламистами в Нигере. Информация до сих пор довольно скудна и противоречива.

Восточный фронт России: почему Евразийский союз трещит по швам

Известно, что небольшой отряд американцев находился вблизи населенного пункта Тонго-Тонго на границе с Мали с целью ликвидации или захвата одного из лидеров террористов. Предположительно это Аднан Абу-Валида аль-Сафрауи, который имеет отношение к «Исламскому государству».

По итогам переговоров с лидерами местных кланов, которые симпатизируют боевикам, американцы выехали из городка в направлении базы. По пути их атаковали около 50 вооруженных до зубов джихаддистов.


По итогам получасового боя, «зеленые береты» потеряли троих человек убитыми, двух – тяжелоранеными. Еще один американец пропал без вести, и лишь несколько дней спустя его тело было найдено, а гибель – подтверждена.


Вооруженные лишь стрелковым оружием, оснащенные лишь легкими пикапами, значительно уступая врагу количественно, американцы в то же время находились на значительном удалении от собственных баз, что не давало возможности оперативно организовать ни огневое прикрытие, ни хотя бы эвакуацию.

Погибшие в Африке американские спецназовцы

Остатки отряда спасли дислоцированные в Мали французы. Они забрали уцелевших спецназовцев на вертолетах. В то же время, они не имели права открыть огонь и уничтожить нападающих – правительство Нигера запретило авиаудары на своей территории. Лишь через два часа над полем боя пролетели французские «Миражи» — опять-таки, не открыв огонь, а лишь рассеяв боевиков.

Также, по данным CNN, местные жители изо всех сил задерживали отъезд американцев, предоставляя террористам время на подготовку засады.

«Сахельгейт» и его возможные последствия

Информация о потерях обернулась скандалом. Масштабное присутствие американцев в районе африканского Сахеля стало открытием не только для общественности и журналистов, но также для сенаторов и конгрессменов.

Место трагедии — Тонго-Тонго

Руководитель фракции демократов в Сенате Чак Шумер заявил, что даже не подозревал о войне, которую его страна ведет в Африке. В таком же неведении был и член Комитета по вооруженным силам республиканец Линдси Грэм. Руководитель Комитета Джон Маккейн потребовал пояснить, на каком основании военные США вообще находятся в Нигере.


Глава Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд на специальной пресс-конференции пояснил, что «армия США находится там, так как ИГИЛ и Аль-Каида тоже там». В принципе, президент имеет право отправить войска на военную операцию за границу, но вообще-то он должен хотя бы уведомить об этом Конгресс. В этот раз на законодателей просто махнули рукой.


Выяснилось, что американский контингент в Нигере довольно значительный – около тысячи человек, и война против террора идет весьма активно. В следующем году планируется пополнение военных баз ударными беспилотниками MQ9 Reapers с расширенными возможностями для разведки и нейтрализации целей.

Год под знаком Трампа: дворцовые войны, неудачи внутри страны и нарастание мирового хаоса

Более того, администрация Трампа дала командирам разрешение поступать на свое усмотрение. Им не надо ждать из Вашингтона приказов и разрешений на проведение операций. С одной стороны, отсутствие бюрократической волокиты дает бесценное преимущество в скорости реагирования.

С другой, возникают трагедии наподобие описанной выше – когда солдаты отправились на поимку террористов без надежных разведданных, координации с центром и огневого прикрытия.

Сейчас руководство Пентагона и Госдепа вынуждено оправдываться и пояснять сенаторам саму необходимость столь масштабного присутствия в Сахеле, а также избранную тактику войны с террором. Кроме того, военное командование ищет виновных в случившейся трагедии.

Некоторые аналитики уже предполагают, что расследование может даже переплюнуть по своим масштабам дело о захвате американского консульства в ливийском Бенгази в 2012 году.


Одновременно CNN сообщает о подготовке американским командованием масштабной операции возмездия против исламистов. По крайней мере, Госдеп активно контактирует по этому вопросу с правительством Нигера, а французы собирают разведданные и уже перебросили в страну часть сил, задействованных в операции «Бархан» в Чаде.


Остается надеяться, что американцы и французы все-таки смогут и далее находить общий язык с руководством стран региона. В противном случае экстремисты существенно усилят свои позиции в африканском Сахеле – что уж точно не добавит стабильности ни субсахарской Африке, ни миру в целом.

Максим Викулов