Балаган в краю Балоги

Последние события в Мукачево всколыхнули всю Украину. Общество раскололось на сочувствующих бойцам «Правого сектора» и тех, кто поддержал позицию Киева. Контрабандисты против бандитов с автоматами? Преступники против законной власти? Патриоты против коррупционеров? Версий было много. И лишь единицы задумались над тем, что стрельба в мирном городе за тысячи километров от фронта – это следствие, отголосок той военной истерии, которую сознательно раскручивает нынешняя власть.

В итоге на Закарпатье десантировали главу Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадия Москаля. 64-летний политик дважды был губернатором Луганщины, теперь он во второй раз возглавил Закарпатскую облгосадминистрацию. Знакомый с местными реалиями Москаль взялся за дело. Действует практически на грани фола, и это как минимум вызывает недоумение: а можно ли так поступать в государстве, называющем себя правовым.

План мобилизации на Закарпатье отныне выполняют за счет контрабандистов. Так, 22 июля Москаль сообщил, что троих мужчин, попавшихся на контрабанде сигарет (9 ящиков), отправили в военкомат. Вместо СИЗО в АТО – довольно оригинально. Всего же таких потенциальных защитников Родины там насчитали около 2,5 тыс. – это люди, которые проходят по базе данных милиции как контрабандисты. И у Москаля не скрывают, что эти лица помогут исправить печальную статистику, ведь шестая волна мобилизации на Закарпатье выполнена лишь на 10%. Никого не смущает, что в армию отправляют преступников – власть эти действия поддерживает.

С прибытием Москаля на Закарпатье случилась еще одна странная вещь. Повестки начали массово приходить активистам и депутатам районных советов от «Единого центра» – партии Виктора Балоги. Последний является очень влиятельным лицом на Закарпатье, о нем говорят как о человеке, держащем в кулаке весь край. Примечательно, когда Москаль впервые возглавил Закарпатскую ОГА, то сменил на этом посту Балогу.

На последних президентских выборах партия «Единый центр» поддерживала кандидатуру Петра Порошенко. Теперь Балога утверждает, что повестки пришли одновременно всем активистам, списки которых год назад направляли в центральный штаб пропрезидентской партии. «Вы верите в совпадения? Лично я с годами усвоил, что в политике их не бывает», – говорит политик. Пока это случилось в двух районах Закарпатья. Среди «счастливчиков», оказались и исполняющие обязанности глав райгосадминистраций, которые написали заявления об увольнении. «Сталин отправлял неугодных в концлагеря, Брежнев – в дурку, Янукович – в тюрьму, демократическая власть в Украине – в АТО», – уверен Балога.

Ноу-хау от Коломойского

Впервые технологию «наказание армией» задействовала команда экс-губернатора Днепропетровщины Игоря Коломойского. В августе 2014 года в область приехал председатель Государственного агентства земельных ресурсов Сергей Рудык представлять своего ставленника Вадима Чувпило. Коломойского такая кандидатура не устраивала, но еще больше не понравилось ему поведение Рудыка. В результате последнего отправили «добровольцем» в зону АТО. «Он может быть поваром, водителем. Мы уже заказали ему форму, берцы, бронежилет. Все будет по законам военного времени», – отчитывался тогдашний заместитель губернатора Геннадий Корбан. Чувпило так и не смог поработать на Днепропетровщине. Согласно последней информации, чиновник пристроился исполняющим обязанности главы Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра в Черновицкой области. Рудык хоть и заявлял, что для него было бы «гордостью и честью» принимать участие в АТО, на фронте долго не задержался. На последних выборах он стал народным депутатом по округу №198 в Черкасской области.

Методы государства по мобилизации граждан, впрочем, мало чем отличаются от действий команды Коломойского. Чего только стоит рейд в Харькове 24-26 июня, когда призывников просто вылавливали на улицах, отвозили на сборный пункт областного военкомата и сразу же после прохождения медкомиссии отправляли в воинские части. Или же вспомните «автобусы счастья» возле продуктовых магазинов в Днепропетровске. Мужчин, совершающих покупки, сажали в транспорт и отправляли в военкоматы, чтобы уточнить данные и дать направление на медкомиссию. Спешишь ли ты на работу или на вокзал – никого это не интересовало, ведь нужно выполнить план.

Инструмент по запугиванию

Идея использовать службу в качестве инструмента по запугиванию или наказания прижилась. Например, народные избранники пытались таким образом выбивать деньги из злостных неплательщиков алиментов. В марте этого года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2370 о первоочередном призыве на военную службу лиц, которые уклоняются от уплаты алиментов. Хорошо хоть документу не дали дальнейший ход, а то бы создали прецедент. Можно было бы так выбивать долги по коммуналке. Наказывать армией за зарплату в конвертах, за не сданные вовремя отчеты предпринимателей-упрощенцев и т. д.

На этом фоне как-то фальшиво звучат слова президента Петра Порошенко о том, что в Украине созданы «новые высокопатриотические, прозрачные, честные, с необычайно сильным боевым духом» Вооруженные силы. Ведь то, как мобилизуют украинских граждан, как сложившейся ситуацией пользуются политики, сводя друг с другом счеты, не способствует укреплению нашей армии. Даже лояльный по отношению к власти человек вряд ли будет уважать государство, которое его поймало на улице и отправило на войну. Еще ужаснее представить, как будет отбывать службу вчерашний контрабандист. Разумно ли отправлять его на фронт, где он снова получит шанс заниматься контрабандой, торгуя с врагом?

«Война перестала быть средством защиты суверенитета и территориальной целостности, а превратилась в инструмент политической борьбы», – считает Балога. Технологию с призывом также могут использовать и на местных выборах. Политик уверен, что неугодных кандидатов попросту забросают повестками в армию. Учитывая сложившиеся реалии, такой прогноз вполне оправдан. Чиновники и политики используют войну в личных интересах, кажется, что вялотекущий конфликт на Донбассе им даже на руку. Все эти грязные игры идут за спинами парней, которые рискуют своими жизнями, отстаивая независимость Украины. И, согласитесь, это как-то нечестно по отношению к ним.