Ровно год назад казалось, что мир подошел к некой опасной черте. И 2017 год станет годом окончательной ломки привычного мирового уклада, на смену которому вполне мог прийти хаос и холодная война всех против всех, ежеминутно грозящая перейти в горячую. Избрание президентом Соединенных Штатов Дональда Трампа, ратующего за изоляцию Америки и возведение торговых барьеров; критикующего НАТО и ЕС и не стесняющегося восхищаться российским лидером Владимиром Путиным; грядущая череда выборов в ключевых странах Европы – все вместе, казалось, не предвещало нашей планете ничего хорошего.

Сейчас, по прошествии года, можно констатировать – мрачные прогнозы, к счастью, не оправдались. Выборы на старом континенте были последовательно выиграны системными политическими силами; клуб популистов и «друзей Кремля» хоть и достиг определенных успехов, но не получил реального влияния на принятие решений ни в одной из европейских стран. Что гораздо важнее – курс Вашингтона также не претерпел существенных изменений. Неоконсерваторы-рейганисты постепенно взяли верх в Белом доме, и под их влиянием Трамп постепенно подтвердил роль США в системе коллективной безопасности. В конце концов, новая администрация избрала откровенно жесткий тон в разговоре с Москвой и другими нарушителями международного порядка; подтвердила американские обязательства перед традиционными союзниками и сохранила прежние форматы международного сотрудничества. Сторонники сближения с Россией были с позором изгнаны из Белого дома и зачастую стали фигурантами межведомственных расследований, а республиканское большинство в обеих палатах продавило беспрецедентно жесткий санкционный закон, направленный против таких замечательных стран, как Иран, Россия и Северная Корея.

Вглядываясь в очертания года 2018-го, можно с уверенностью сказать: год Желтой собаки уж точно не станет нести подобные риски. Следующие 12 месяцев не изменят будущее человечества и не поставят его перед неким эпохальным выбором. Тем не менее он будет насыщен важными событиями. Которые пусть и не изменят вектор развития и не повернут историю вспять, но все же будут иметь огромное значение для всех нас.

США: второй год приключений Дональда Трампа

Политическая жизнь в Соединенных Штатах, несомненно, будет и далее развиваться под знаком противостояния президента Трампа решительно со всеми – оппозицией, родной партией, собственным же кабинетом (регулярно пытающимся наставить своего шефа на путь истинный), общественными активистами и либеральными СМИ. Расследование «российского досье», проводимое командой спецпрокурора Роберта Мюллера, будет идти полным ходом, и в обозримом будущем вполне вероятно ожидать выдвижения новых обвинений (особенно если находящиеся на крючке Манафорт и Попадопулос расскажут следователям нечто новое и интересное). Впрочем, сомнительно, что обвинения грозят самому Трампу или членам его семьи; но, как бы то ни было, расследование будет все больше сужать свободу выбора американского лидера, делая какие-либо договоренности с Кремлем решительно невозможными.

Экономика Украины прогнозы и итоги: космическая гривна и банковский коллапс

Скорее всего, 2018 год принесет смену руководства Государственного департамента. Будучи фантастически эффективным менеджером и блестящим переговорщиком в частном бизнесе, Рекс Тиллерсон так и не смог наладить результативное руководство внешнеполитическим ведомством США. Вдобавок не заладилась у Тиллерсона коммуникация и с самим хозяином Овального кабинета, и с ближайшим окружением главы государства. Новым Госсекретарем, вероятно, станет нынешняя представитель страны в ООН Никки Хейли, известная крайне жестким отношением ко всем оппонентам Соединенных Штатов. Сейчас Хейли прекрасно ладит с Дональдом Трампом, в общих чертах разделяя с ним взгляды на внешнеполитические приоритеты. К тому же кадровый дипломат Никки Хейли сможет наладить более эффективную работу и внутри самого ведомства.

Но главным событием в политической жизни Соединенных Штатов станут запланированные на осень промежуточные выборы в Конгресс. 6 ноября будут переизбраны треть сенаторов и все 435 членов Палаты представителей. Выборы станут тяжелым испытанием для республиканцев – Великая старая партия сейчас находится явно не в лучшей форме. Мало того, что над партией довлеет крайне низкий рейтинг самого Трампа, так она еще и распалась на три враждующих лагеря: сторонников президента во главе со спикером Полом Райяном и лидером большинства Митчем Макконнеллом; системных политиков, таких как Джон Маккейн, Линдси Грэм и Марко Рубио; и не представленных в Конгрессе, но стремительно набирающих силу «альтернативных правых» во главе со Стивеном Бэнноном. Бэннон и команда президента уже столкнулись между собой на довыборах сенатора в Алабаме. Финал – катастрофа и переход сенатского кресла к демократам. Сейчас, как известно, Стив Бэннон прямо выступил против Трампа. Подобная борьба может привести к катастрофе в ноябре и потере республиканцами большинства в обеих палатах законодательного органа.

Азия: ядерный Ким и дальнейший рост Китая

А вот главной внешнеполитической головной болью Вашингтона, безусловно, останется Северная Корея с оружием массового поражения. Американское руководство просто обязано в этом году сформулировать стратегию в отношении Пхеньяна: либо жесткое противодействие, либо признание полноценного ядерного статуса режима чучхе. Честно говоря, оба варианта крайне плохи: военное решение может стоить сотен тысяч жизней и отбросит перенаселенный технически развитый регион в каменный век (а весь мир – на десятилетия назад). С другой стороны, допускать разработку маловменяемым режимом все новых ракет, способных долететь до Вашингтона и Чикаго – тоже недопустимо.

В Китае монополизировавший влияние на страну и партию президент Си Цзиньпин явно продолжит наращивание вооруженных сил и флота, а также шаг за шагом будет превращать Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря во внутренние акватории Поднебесной путем сооружения искусственных островков. Что, в свою очередь, ускорит программу военного строительства в Японии и Индии. Похоже, Азиатско-Тихоокеанский регион стоит на пороге самой масштабной гонки вооружений в мировой истории.

Ближний Восток: продолжение хаоса

Важнейшим итогом ушедшего года на Ближнем Востоке стал разгром «Исламского государства» в Сирии и Ираке. В наступившем году джихаддисты явно потеряют остатки контролируемых территорий. Что, однако, лишь сменит их методы борьбы на чисто террористические; причем основную активность боевики явно попытаются перенести в Европу. Неясно будущее и самих Сирии и Ирака. Рискнем предположить, что в обеих странах продолжится кровопролитная гражданская война, причем в Сирии – при активном участии Российской Федерации.

В Саудовской Аравии, вероятнее всего, нынешний кронпринц Мухаммед бин Салман станет новым королем и продолжит курс на осторожную модернизацию архаичного королевства. Усилия нового монарха то и дело будут наталкиваться на сопротивление королевской семьи, духовенства и всего общества – всех тех, кто за годы высоких цен на нефть привык к обеспеченной жизни. Получится ли у амбициозного принца провести реформы – большой вопрос. С одной стороны, в Саудовской Аравии как-то не принято оспаривать авторитет и приказы монарха. С другой – уж очень много групп интересов будут задеты.

Вспыхнувшие в конце декабря протесты в Иране подняли вопрос о будущем этой страны. С одной стороны, протесты вроде бы сошли на нет. С другой – акции неповиновения в любой момент могут разгореться с новой силой. Гипотетическое свержение иранского режима будет знаменовать тектонические сдвиги для региона и всего мира. Ведь светский Иран, обладающий огромными запасами нефти и газа, вполне способен не только стать экономическим тигром Ближнего Востока, но и перекроить карту региона – только уже на базе персидского национализма, а не политического ислама.

Европа: коалициада в Германии, Каталония и Brexit

Для Старого континента год обещает быть на редкость спокойным. Лондон будет медленно утрясать с Брюсселем процедуру выхода Великобритании из ЕС, что, впрочем, не окажет серьезного воздействия на судьбы континента. Другой вялотекущей проблемой станет вопрос каталонского сепаратизма. Угроза серьезного противостояния маловероятна. Но даже, в крайнем случае, у Мадрида есть все возможности и ресурсы восстановить порядок и сохранить единство страны. Тем более что на стороне испанского правительства симпатии большей части цивилизованного мира, включая США, Германию, Великобританию, Францию и европейские институции.

Рассуждая о гипотетических потрясениях, можно отметить вероятность досрочных выборов в Германии, которые могут быть объявлены в том случае, если парламентские партии все же не смогут сформировать коалицию. Но все же вероятность этого крайне низка – христианские демократы Ангелы Меркель и социал-демократы Мартина Шульца, похоже, всерьез настроены договориться. А если сформировать коалицию и не выйдет, Меркель вполне способна сформировать «правительство меньшинства». Что-что, а собирать нужное количество голосов под различные законопроекты бундесканцлерин легко сможет и без создания формальной коалиции.

Отдельно стоит также отметить предстоящие парламентские выборы в Италии. Хотя симпатики российского лидера Владимира Путина из партий «Вперед, Италия!» и сепаратисткой «Лиги Севера» наберут внушительное количество голосов, их влияние на политику страны все же не будет определяющим.

В начале года выборы также состоятся в Чехии и Венгрии. Впрочем, там обойдется без сюрпризов: президентом Чехии будет, скорее всего, переизбран скандальный Милош Земан. А правящая в Будапеште партия «Фидес» во главе с Виктором Орбаном гарантированно сохранит конституционное большинство.

Также в нынешнем году сохранится вялотекущее противостояние стран Вышеградской группы и Европейского Союза. Яблоками раздора по-прежнему будут квоты на прием мигрантов, а также критика Брюсселем сворачивания демократических свобод в Польше и Венгрии.

Россия: четвертая коронация монарха и санкционный список США

В середине марта у наших северных соседей состоится то, что они сами по какому-то недоразумению называют «выборами» президента. В условиях, когда реальная оппозиция не допускается к избирательному процессу, их, пожалуй, честнее было бы не проводить: просто переназначить Путина еще раз на посту президента указом самого Путина – и все.

Многие аналитики ожидают неких позитивных изменений после перевыборов российского лидера. Дескать, не связанный необходимостью бороться за голоса, хозяин Кремля возьмет курс на нормализацию отношений с Западом и прекратит горячую фазу российско-украинской войны. На наш взгляд, подобный оптимизм имеет не так много оснований: кремлевская элита не может вот так вот взять и перестать бодаться со всем миром. А уж тем более – оставить в покое Украину и Сирию. Куда больше надежд стоит возлагать на усиление международного (читай – американского) давления. Санкции против ближайшего окружения Владимира Путина, которые Вашингтон намерен ввести в самое ближайшее время, действительно способны сотворить чудо в нелегком деле приведения в чувство международного хулигана. Не менее отрезвляющее действие может оказать вооружение украинской армии (по крайней мере, обстрелов позиций ВСУ после анонса передачи «Джавелинов» стало гораздо меньше), а также – блокировка сооружения второй ветки «Северного потока». Ведь, как известно, по-хорошему московские политики не понимают. А вот по-плохому – очень даже. То есть прекращение Россией вялотекущей войны на Донбассе, ковровых бомбардировок в Сирии и попыток информационной войны против западных демократий зависит от воли и решимости этих самых демократий ударить наконец-то кулаком по столу. А уж никак не от процессов внутри самой РФ.

Нацбезопасность Украины: победы, поражения и сценарии на 2018 год

Из интересного можно отметить также марафон выборов в ключевых странах Латинской Америки. И здесь за континент колибри и ягуаров можно лишь порадоваться: похоже, эра левого популизма в этой части света подходит к концу. Практически везде прогнозируется победа ответственных политиков правоцентристского толка. В Мексике победу может одержать губернатор штата Чиуауа правоцентрист Хавьер Коралес. В Колумбии шанс на победу получит любой кандидат, которого поддержит экс-президент видный реформатор правых взглядов Альвар Урибе. По слухам, им может стать нынешний вице-президент Херман Варгас Льерас. В Чили бывший президент-правоцентрист Себастьян Пиньера, скорее всего, обойдет левого кандидата Алехандро Гильера. Аналогичным образом разворот направо ожидается в Коста-Рике и Эль-Сальвадоре. Неясными представляются итоги выборов в Бразилии. Крупнейшая страна Латинской Америки никак не может отойти от череды коррупционных скандалов, которые привели к перманентному политическому кризису. Как следствие – на данный момент никто из потенциальных кандидатов не может заручиться достаточной поддержкой избирателей.

В целом же основным трендом-2018 можно назвать продолжение «предсказуемой нестабильности». Что, с одной стороны, конечно, не очень хорошо. С другой – мы все примерно знаем перечень предстоящих вызовов. И по мере собственной организованности можем готовиться к встрече с ними.

Максим Викулов