Для начала нужно уяснить, что вообще такого важного в стопке листов под названием «Коалиционное соглашение». Документ такого рода и масштаба впервые подписан в Украине, и уже этот факт придает ему некой значимости. Кроме того, соглашение стало частью «Программы деятельности Кабинета министров Украины». То есть каждое министерство должно выполнять пункты, прописанные в Коалиционном соглашении, и делать это в определенный срок. Этот документ также знаменовал создание коалиции, и его реализация – это показатель того, как она работает. Есть даже специальные органы — Совет коалиции и Общие сборы коалиции, которые ответственны за реализацию соглашения.

В целом Коалиционное соглашение предусматривает выполнение 511 пунктов в 17 секторах реформ. За первую половину 2015 года народные депутаты от коалиции должны были выполнить 118 пунктов, в том числе полностью завершить избирательную и судебную реформы. Вместо этого из 118 обещанных пунктов реализовано лишь 39, еще 13 претворено  в жизнь частично (оценка КИУ и РПР).

Если мы считаем, что депутаты технически не могут сдержать обещание, значит должны быть причины, которые не позволяют им этого сделать. Одна из них – нереалистические сроки выполнения, прописанные в Коалиционном соглашении. Действительно, сроки достаточно оптимистические. Если следовать документу, то еще до конца марта у нас должен был появиться новый закон о железнодорожном транспорте, разработаны новые документы в сфере обороны, внесены изменения в закон «О Кабинете министров Украины», принята новая редакция закона «О службе в органах местного самоуправления» и многое другое. Юрий Луценко, говоря о невыполнении Коалиционного соглашения, указывал именно на нереалистические сроки выполнения документа. И чтобы понять, действительно ли причина провала в этом, нужно рассмотреть, какой была работа Верховной Рады VIII созыва за первое полугодие и почему у депутатов не хватило времени на выполнение соглашения.

Первое, что бросается в глаза, – чрезмерная продуктивность парламента. Народные депутаты не успели выполнить обещанные пункты Коалиционного соглашения, но успели зарегистрировать более 3500 законопроектов. Для сравнения: в Раде VII созыва внесено 2527 проектов законов, VI созыва – 2187, IV – 2190. Помимо того, представители коалиции успевали регистрировать законопроекты, которые противоречат Коалиционному соглашению. Например, в документе прописано обязательство упразднить Общество содействия обороне и создать на его основе Украинскую военную организацию. Вместо этого в парламенте регистрируется законопроект №2496, инициаторами которого стали депутаты «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «Батькивщины» и «Самопомичи». Он предлагает лишь урегулировать деятельность упомянутого общества. Кстати, регистрация членами коалиции законопроектов, которые противоречат Коалиционному соглашению, нарушает их обязательства, прописанные в тексте соглашения.

Второй важный момент – регистрация большого количества законопроектов на темы, особо чувствительные для избирателей. 36 законопроектов касались социального обеспечения военнослужащих и повышения престижа воинской службы. Конечно, в условиях военных действий это вынужденный шаг, но есть разница между реальными потребностями армии и желанием понравиться избирателям. А желание у политиков большое, ведь скоро местные выборы и дополнительные балы в рейтинговую копилку партии не помешают. В то же время непопулярные реформы народные депутаты проводить не спешат. Наибольшим провалом за первое полугодие стала транспортная реформа (одно положение выполнено частично, три остались нетронутыми). Это и не странно, ведь такие изменения, как правило, непопулярны и положительный результат от них избиратели сразу не заметят.

Таким образом, нереалистические сроки выглядят скорее как отговорка, чем реальная проблема. И чтобы реанимировать Коалиционное соглашение, коалиция должна научиться работать в качественно новом формате: публично и честно. За полгода работы парламента мы не увидели ни одного отчета от народных депутатов о том, как они выполняют соглашение. Работа Совета коалиции вообще закрыта для доступа общественности: никто и не знает, о чем говорят политики на этих собраниях.

Коалиция должна честно говорить о том, что удалось сделать и что не получилось. А все отговорки о нереалистических сроках нужно оставить в прошлом. От того, что депутаты изменят строки в Коалиционном соглашении, лучше выполнять они его не станут. А когда коалиция будет четко понимать, что должна выйти к избирателям и отчитаться в выполнении своих планов, тогда политики будут прилагать больше усилий для реализации взятых обещаний. Конечно, одной только открытости процесса недостаточно, но это основа для выполнения любого важного документа, и именно публичность должна мотивировать коалицию на реализацию соглашения уже в ближайшем будущем. Будем надеяться, что именно так и будет, ведь то, что депутаты осознают свои ошибки, – уже хороший знак.