Указ президента РФ Владимира Путина, предписывающий с 6 августа уничтожать продукты питания, произведенные в странах, в отношении которых Россия ввела «продовольственные санкции», призван показать, что важнее для российских граждан – холодильник или телевизор.

Выбор – это всегда сложно. Советский народ, не имевший ни холодильника, ни телевизора, выбрал себе Сталина и не просто терпел его, но и молился на него: бьет, значит любит.

Возвращая музыку и слова сталинского гимна, Путин показал в самом начале своего правления, чьи идеи и методы ему близки. В своей борьбе с низкопоклонством перед Западом Путин не уникален и не одинок – рейтинг поддержки его деятельности 87% населения РФ отвечает уровню доверия Сталину, против которого не было совершено ни одного покушения, в отличие от другого диктатора и его современника – Гитлера.

Коммунистическая пропаганда десятилетиями оправдывала жесткие меры против крестьянства, которое сопротивлялось коллективизации сельского хозяйства, тем, что запасы продовольствия уничтожались врагами советской власти – кулаками, чтобы заставить голодать жителей городов, пролетариат, авангард социалистической революции.

Роберт Конквест в «Жатве скорби» показал искусственный характер голода в Украине 1932-1933 гг., который задумывался и осуществлялся для подавления сопротивления, оказываемого коллективизации, которая началась в 1929 году. Известно, что власти РФ, являющейся преемником СССР, отказываются рассматривать голодомор как геноцид украинского народа. И всячески занижают количество жертв «жатвы скорби», равно как отрицают ее технологическую природу.

В российском сегменте Интернета 30 июля стартовала инициатива по сбору подписей под петицией в адрес президента Путина с просьбой отменить указ об уничтожении продуктов и принять закон об их безвозмездной передаче нуждающимся категориям граждан России. 5 августа было собрано необходимое количество подписей – 200 000.

Но еще в процессе сбора подписей пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предупредил, что «еще предстоит определить, насколько достоверным является это количество подписантов с учетом темпа набора этого количества».

Впрочем, какое влияние может оказывать на деятельность высшей власти в РФ 200 тысяч подписей, можно судить по другому ориентиру – 58% пользователей Интернета в России не возражают против его отключения.

Поэтому не столько сайт, который собирает подписи под петицией к Путину (81% пользователей рунета отрицательно относятся к распространению призывов протестовать против руководства страны), является лицом гражданского общества в России, сколько статья в русской «Википедии» о Роберте Конквесте.

На одной из тихих улочек в западной части Берлина расположились две невысокие стелы из гранита. На них надписи на английском. На одной написано: «Памяти жертв нацизма 1933-1945». На другой – «Памяти жертв сталинизма». Но не указано ни начала, ни конца.