Темпы борьбы с коррупцией в нашей стране, как видим из последних заявлений, международное сообщество не удовлетворяют.

В частности, в адрес Администрации президента поступило письмо с требованиями изменить законопроект о Высшем антикоррупционном суде (ВАС).

Международный валютный фонд официально уведомил украинскую власть о том, что принятие президентского законопроекта об Антикоррупционном суде в его нынешней редакции будет означать нарушение Киевом своих обязательств перед международными партнерами.

«Представление президентом законопроекта о ВАС должно было стать шагом в правильном направлении. Однако относительно того проекта, который был подан 22 декабря, у нас есть серьезные оговорки, ряд его положений не совместимы с обязательствами Украины по программе сотрудничества с МВФ, а также противоречат рекомендация Венецианской комиссии», — говорится в письме главы миссии МВФ в Украине Рона ван Родена.

В унисон с Вашингтоном Киеву решили напомнить «кто в доме хозяин» и другие стратегические партнеры.

Всемирный банк также предупредил Банковую, что та может остаться в буквальном смысле с носом без кредитов от МВФ и без помощи Банка.

В частности, там предупредили, что Украина должна изменить законопроект согласно рекомендациям Венецианской комиссии, если заинтересованна получить гарантии банка на сумму $800 млн.

Бесспорно, вишней на торте международного недовольство антикоррупционной деятельностью по-украински стала двусмысленная позиция ЕС по безвизу.

В частности, в Еврокомиссии и Европейской службе внешних действий распространили официальный комментарий с намеком на то, что от создания ВАС зависит судьба безвизового режима.

Там считают, что законодательная инициатива Порошенко не соответствует обязательствам Украины.

Чем вызвано такое групповое давление и может ли Украина в результате внутренних антикоррупционных баталий лишиться безвиза и денег кредиторов, Politeka спросила у экспертов.

Александр Мотыль, политолог, американский историк:

Правильно это или нет, но на Западе существует распространенное мнение-убеждение, что Киев не заинтересован в дальнейших реформах, что сопротивление существующим реформам усиливается.

Таким образом независимый антикоррупционный суд стал лакмусовой тестом для Киева, который должен доказать, заинтересован ли он в реформах или нет.

Конечно, реформ в Украине в различных сферах было очень много. К сожалению, украинские СМИ и оппозиция утверждают, что ничего не изменилось, что коррупция растет, что Порошенко хуже Януковича. Запад взял этот дискурс и теперь его последовательно воплощает.

Порошенко и его команда сейчас в тяжелом положении. Принятие действительно независимого суда означает, что определенные союзники олигархи-политики, даже если не сам Порошенко, могут попасть в тюрьму.

Это может подорвать стабильность власти. Неприятие суда может обанкротить Украину и привести к отмене безвизу.

Также безвиз отменят, если Киев не предпримет никаких решений, если украинские антикоррупционные деятели дальше будут говорить, что Украина — на грани диктатуры и ничего не изменилось, и если Путин далее будет успешно играть роль миротворца.

Однако Украине нужен независимый суд. Не обязательно контролируемый Западом. Здесь возможен выход для Порошенко — создать Суд, который будет под присмотром какой-то независимой общественно-политической организации, возможно, с представителями Запада.

Петр Олещук, политический эксперт:

Петр Олещук
Скорее всего, западные партнеры Украины устали от постоянного ожидания и обещаний реформ. Добром, как говорится, ничего не добьешься. Переходят к четкому обозначению своих позиций и недвусмысленному давлению. Поняли, что не могут ничего добиться, продолжая предыдущую линию, поэтому надо ставить вопрос ребром.

Сосредоточились они на Антикоррупционном суде. Потому что нет доверия, что любая финансовая помощь Украине не пойдет на пользу, не будет раскрадена, как вся предыдущая.

Донорам нужны гарантии. Очевидно, те гарантии, которые дает украинская власть, не убедительны.

Запад заинтересован в создании такого Атикоррупционного суда, который бы находился вне контроля президента.

Это ключевое. Речь идет о суде как институциональном механизме контроля над своими же деньгами, которые будут давать Украине.

А как их контролировать – сами будем решать, это наше суверенное право. Что-то с этой логикой не все в порядке. МВФ все правильно оценивает. Понимает, что Украине нужна их помощь, потому может ставить свои требования.

Если бы украинская власть хоть теоретически показывала желание действительно бороться с системной коррупцией, то никто даже не подумал бы ставить вопрос таким образом. 

Все, что сейчас происходит – следствие позиции власти тянуть время и валять дурака.

Бедность на выбор: эксперты рассказали, почему украинцы чувствуют себя нищими

Существует риск, что Украина может потерять помощь от Запада. Ведь даже сами по себе все эти разговоры – очень плохой сигнал для украинской экономики, потенциальных инвесторов.

Это сигнал того, что Украина перестает быть надежным партнером, каким она была еще вчера. Через некоторое время может случиться, что восстановим отношения с МВФ, но в плане инвестиций время будет упущено.

Что касается безвиза, то есть реальные риски его потерять. Мы же помним, что главным условием предоставления Украине безвиза было предварительное одобрение механизма его приостановления и отмены.

Этот механизм разработали и одобрили. Безвиз сначала могут приостановить на некоторое время, а потом отменить, если страна не будет реализовывать взятые на себя обязательства. В частности — относительно антикоррупционной борьбы.

Со стороны ЕС отмена безвиза будет последним аргументом. Быстро такие решения не принимаются. Может затянуться на годы.

Раньше такой особой процедуры (приостановка и отмена безвиза) не было. Ее придумали для нас и Грузии, а также для стран, которым в будущем дадут безвиз. На другие страны эта процедура не распространяется.

Скорее всего, Порошенко начал двигаться в направлении уступок западным партнерам. Требования касались не только ВАС. Очевидно, были еще и ряд других. Например, удивительная активность в кадровых вопросах. В частности, вынесение кандидатуры  руководителя Нацбанка, внесение предложений относительно ЦИК. Эти моменты также относятся к вопросам международного сотрудничества.

Романия Горбач