Как объяснил ранее министр финансов Александр Данилюк, эксперты МВФ во время визита в Украину предоставят рекомендации к закону об Антикоррупционном суде, ведь это один из наиболее дискуссионных вопросов в сотрудничестве с Фондом.

Напомним, в прошлом году Международный валютный фонд обещал предоставить Украине два транша кредита. Однако перечислил только $1 млрд.

Западные партнеры решили не баловать Украину, и выплату второго транша финансовой помощи размером в $1,9 млрд отложили.

Как заявили в Вашингтоне, украинская сторона не выполнила взятые на себя обязательства. В частности, не приняла законопроекты о пенсионной и земельной реформах. Кроме того, «подвис» в воздухе вопрос о создании Антикоррупционного суда, повышении цен на газ и т. п.

В Нацбанке все же надеются на деньги международного донора — несмотря на все «недоразумения». Там сообщили, что поступление обещанного транша ждут в этом году.

По словам исполняющего обязанности главы НБУ Якова Смолия, «просмотр программы (МВФ) ожидается на февраль-март, транш возможен во втором квартале». Сумма финансовой помощи составит $3-3,5 млрд. Но получит ли ее Украина – до сих пор вопрос, на который никто не может однозначно ответить.

Ведь не так давно во время брифинга в Вашингтоне заместитель главы департамента коммуникаций МВФ Уильям Мюррей заявил, что на сегодняшний день нет запланированной миссии по пересмотру программы сотрудничества с Украиной, «пока рано» говорить о следующем транше, поскольку не все условия выполнены.

Оксана Продан о визите МВФ, убытках от Гонтаревой и новом главе Нацбанка

Да и, по словам шведско-украинского экономиста и дипломата Андреса Аслунда, Украине на МВФ не стоит надеяться.

«Курс гривны зависит от сотрудничества Украины с Международным валютным фондом, — рассказал он в одном из своих интервью. — Очевидно, что Администрация президента не заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с МВФ. Я не ожидал бы, что до выборов президента, которые состоятся в 2019 году, МВФ или ЕС дадут Украине кредиты».

Итак, готов ли МВФ предоставить транш Украине и насколько мы близки к дефолту, Politeka спросила у экс-министра экономики Виктора Суслова.

МВФ только наполовину выполнил обещанную программу кредитования Украины. Почему?

— Необходимо помнить, что до конца программы МВФ остается ровно один год – до марта 2019-го. Украина получила только половину средств, на которые могла рассчитывать согласно договоренностям. Из $17,5 млрд поступило $8,7 млрд.

Но причина неполучения траншей не в том, что МВФ не дает деньги, а в том, что Украина систематически не выполняет свои обязательства согласно программе сотрудничества с МВФ. Как, например, скандал из-за проекта закона об Антикоррупционном суде. Президент подал не тот проект, который предварительно был согласован с Венецианской комиссией. Это же недопустимо.

Вот почему в прошлом году получили только $1 млрд. Тогда как выплатили долг МВФ на сумму $1млрд 300 млн. Поэтому предоставление нового кредита для Украины — под вопросом.

— Но ведь в Давосе на экономическом форуме удалось найти общий язык с нашим ключевым кредитором. Не так ли?

— Удалось несколько смягчить всю эту ситуацию. Порошенко сумел с главой МВФ Кристин Лагард договориться о том, что сотрудничество между Украиной и МВФ на этом этапе не остановят. Ведь программа сотрудничества действительно была на грани срыва.

Поэтому сегодня в Киев и приехала техническая миссия МВФ. Это еще не оценочная миссия. Будет заниматься преимущественно рассмотрением проекта закона об Антикоррупционном суде. Миссия озвучивает позицию МВФ по этому вопросу, его видение.

Впоследствии, если успешно решат этот вопрос, на повестке дня возникнет очередное повышение цены на газ, коммунальные услуги.

Как мы знаем, Украина должна была повысить цены на газ еще в начале октября. Но этого не сделала.

Валютные сюрпризы: что будет с курсом гривны к весне

— С земельной реформой подобная ситуация – здесь также нет единой позиции.

— Еще в декабре 2016 года Украина должна была принять соответствующий закон и ввести его в действие – об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Однако все эти отсрочки как-то согласовали, и в последнее время МВФ не очень настаивал на выполнении этого требования. Да и закон о приватизации приняли только сейчас – тоже с нарушением сроков.

— Может ли Украина сегодня справиться со своими проблемами без помощи МВФ?

Кредиты МВФ означают наращивание внешних государственных долгов. Это тесное затягивание удавки на шее Украины. Все эти средства необходимо возвращать, уплачивать проценты. Их есть смысл брать только тогда, когда Украина будет проводить за одолженные деньги эффективные реформы, которые бы способствовали развитию национальной экономики, притоку инвестиций. Но кредиты не использовали на эти вещи. Фактически их проели и разворовали. Поэтому большого смысла в продолжении политики наращивания долгов нет.

Украинскому парламенту, как и обществу в целом, нужно наконец определиться, чего мы хотим. Однозначно, наращивание долгов не может быть нашей целью.

— Почему Украина так упорно не выполняет условия МВФ?

У нашего правительства нет привычки выполнять нормы западной этики. Если ты под чем-то подписался — то должен выполнять. Наши же пытаются все время хитрить. Мол, подписываем все, получаем деньги, а выполнять ничего не будем. Это наблюдаем каждый раз.

В одних случаях власти не хватает ума. В других – начинается популизм. Как так может быть, что премьер-министр подписался под обязательствами повысить цены на газ для населения с октября, Кабмин принял соответствующее постановление, а потом все это не выполняется? И при этом еще и говорят, что МВФ крутит правительству руки, но то не поддается – защищает интересы народа. Такая игра в популизм недопустима. Но она происходит со всеми международными организациями.

Мы постоянно говорим, что Запад должен дать нам деньги, потому что мы воюем с Россией, защищаем Европу, поэтому – платите. Некоторые официальные лица в Украине даже отмечают, что МВФ должен списать Украине долги. А вот МВФ так не считает. Он никому не помогает. Дает кредиты. Требует выплаты процентов и возврата долгов. Из этого нужно исходить.

Разгул некомпетентности и популизма в украинской власти – это главная причина срыва реформ, сотрудничества с МВФ и других наших проблем.

— Можно ли в нынешних экономических и политических реалиях полагаться на собственные силы?

— Все зависит от того, какую политику в стране будут проводить. Выбрали политику наращивания долгов? Значит – берем кредиты. Если была бы другая политика, например бюджетной экономии (у нас же огромные объемы средств расходуются нерационально), то можно было бы обходиться без кредитов. В частности, если бы защищали национальное производство, стимулировали его развитие, создавали условия, побороли коррупцию. Тогда все было бы по-другому.

К тому же, по последней оценке МВФ, уровень теневой экономики Украины составляет 45%. Вытяните 10-20% из тени — и никакие кредиты МВФ нам не нужны.

Нужно менять психологию работы правительства. 45% — это очень много. Возникает вопрос – кто виноват в этом? Это же значит, что почти половина ВВП производится в тени. Резервы есть, поэтому стоит только их применить.

— Украина сегодня на грани дефолта?

— Дефолт в Украине очень реален. Наступает период большой выплаты внешних долгов. Кроме того, у нас отрицательный торговый баланс, импорт значительно превышает экспорт, а это означает, что валюта из страны уходит, но не приходит. И при этом мы еще хотим получать новые кредиты для того, чтобы рассчитаться со старыми долгами.

Телетайп: властная шизофрения и методы оперативного лечения

— На сегодняшний день госдолг Украины составляет более 80% ВВП. Что это означает и реально ли его уменьшить?

— По международным критериям, 60% отношения внешнего долга к ВВП – это критический предел. Более 60% — это уже опасно. Украина находится в опасной зоне. Мы неспособны обслуживать внешние долги.

Стоит напомнить, что на момент обретения независимости у Украины были нулевые внешние долги, так как долги СССР обязали выплатить Россию.

Поэтому Украина родилась как чистый ребенок – была очень благоприятная ситуация. Однако за короткий период времени, за каких-то 26 лет, мы перешли все допустимые границы наращивания долгов – в этом наши темпы были одними из самых высоких в мире. Это свидетельствует об убогости украинской экономической политики.

Чтобы уменьшить долги, нужно прежде всего их не наращивать. То есть отказываться от новых кредитов и погасить старые. И на сегодняшний день состояние экономики не позволяет нам этого сделать.

Романия Горбач