Мы изменились. Вспомните, как толпа ликовала, услышав со сцены ультиматум сотника Владимира Парасюка о том, что если руководство страны само не уйдет, его вынесут на вилах. И Виктор Янукович бежал как загнанный зверь. Кому, как не ему, знать, на что способны люди, жаждущие мести. Кровь за кровь, око за око.

Аннексия Крыма лишь все усугубила. Подлый удар в спину от якобы братского российского народа окончательно вывел страну из блаженной летаргии. Пробудил ото сна, где казалось, что война существует только в учебниках истории, границы государств нерушимы, а армия – это сборище никому не нужных дармоедов. Неожиданное унижение целого народа естественным образом вызвало ненависть.

«Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери. Духа нет у вас быть свободными – нам не стать с вами даже сводными…» Не зря это стихотворение Анастасии Дмитрук так затронуло сердца многих. Поэтесса попала в яблочко: это ода ненависти к целой нации. Не слышны теперь голоса разумных людей, мол, нельзя же так всех под одну гребенку, нельзя смотреть на целый народ как полчище серых орков, бездумных прислужников Владимира Путина. Когда говорят пушки, никого больше не слышно.

Привычное слово из трех букв заменила аббревиатура ВВХ. На редком заборе не встретишь сакраментальное «Путин – х…ло». Именно на российском президенте сконцентрировалась ненависть украинцев. Цинично лгущий престарелый мачо вполне заслужил такое отношение. Но неужели вместе с ним и все россияне? Да, многие из них виновны в том, что этот современный дуче правит их страной, втягивая ее в авантюры планетарного масштаба. Извините, но кто тогда выбрал Януковича? Кто виноват в том, что интеллектуально убогий человек слил целую страну, расставив на ключевые посты членов «семьи» и людей Путина? За Януковича проголосовали 12,48 млн человек. Причем осознанно: о двух судимостях было известно еще в 2004 году, о «Межигорье» также знали все. И все же голосовали. Кого винить, если не себя?

Конечно, на это можно сказать, что Тимошенко была не лучше: подписала кабальное соглашение с Путиным, ее политсила и она сама не осудили российскую агрессию против Грузии семь лет назад. Можно вспомнить «Спасибо жителям Донбасса». Но снимает ли это ответственность с украинцев? Мы все еще жертвы или уже хозяева в своей стране?

Украина потеряла Крым на десятилетия, если не навсегда. Донбасс лежит в руинах. Миллионы людей сорвались с насиженных мест, убегая от войны. В стране идет война, которую стыдливо прикрывают другим словом из трех букв — АТО. Бороться с террористами отправляют вчерашних таксистов и программистов. Идет шестая волна мобилизации. Попытки президента Петра Порошенко хотя бы заморозить конфликт в обществе воспринимают как предательство. Минские договоренности считают ошибкой главы государства. Ура-патриоты требуют идти до победного. Но ради чего? Чтобы воплотить в жизнь лозунг «Украина – единая страна»? А что потом? Опять выбор между условными «Тимошенко» и «Януковичем»? И это в лучшем случае. Ведь все на свои места не вернется. Ни Донецк, ни Луганск уже не смогут жить так, как в довоенное время. Там массы людей, отравленных путинской пропагандой, люто ненавидят «фашистскую хунту», как и народ в большой Украине терпеть не может кремлевского фюрера и обожающих его россиян и вчерашних сограждан. И даже после того, как рухнет «ДНР» и «ЛНР», больше любить нас не станут. Насильно мил не будешь.

Ненависть делает нас похожими на русских. Особенно когда абстрактный внешний враг становится основным аргументом для внутренних дискуссий. В России во всем виноваты американцы. У нас – Путин и РФ. Просто вспомните, как часто вспоминают Россию, ФСБ и Путина при каждом внутреннем конфликте. Кто раскачивает лодку? Кому на самом деле это выгодно? Совпадение? Агент Кремля?

Ненависть, паранойя и неготовность к реальным реформам угрожают нам куда больше, чем российские танки. Тем более что эта истерика не приносит никаких результатов. В марте 2014 года США ввели санкции против Виктора Медведчука и возглавляемой им организации за «угрозу миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины». Сегодня – август 2015, а киевский офис «Украинского выбора» работает, как и раньше, на Большой Васильковской, возле станции метро «Льва Толстого». А рукой Москвы, раскачивающей лодку, попеременно оказываются то «Правый сектор», то приглашенные Саакашвили россияне, то целые государственные структуры.