Последний на данный момент транш Международного валютного фонда в размере $1 млрд был перечислен в Украину в апреле 2017 года. Новый кредит украинские власти надеялись получить до конца прошлого года, но в ответ Фонд намекнул, что без реальных реформ денег больше не будет.

После январской встречи президента Петра Порошенко и главы МВФ Кристин Лагард на полях Всемирного экономического форума в Давосе казалось, что Украина все же не останется без финансовой помощи. Порошенко заявил, что надеется получить транш МВФ в апреле этого года, а министр финансов Александр Данилюк предсказал поступление средств в мае.

С тех пор прошло больше месяца, но за это время Украина не сделала практически ничего, чтобы приблизить момент получения транша. Времени остается очень мало, и если украинские власти на самом деле рассчитывают на помощь МВФ, им следует поторопиться с выполнением требований главного кредитора.

Сначала реформы,  потом деньги

В марте 2015 года МВФ открыл для Украины четырехлетнюю программу расширенного финансирования в размере $17,5 млрд. За три года страна получила четыре транша на общую сумму $8,7 млрд. Если МВФ выделит Украине очередной кредит до конца 2018 года, то его сумма, по словам Александра Данилюка, составит $1,9 млрд. Это значит, что Украина освоит программу финансирования только на 60%.

Впрочем, многие эксперты ставят под сомнение возможность получения Украиной денег от МВФ до президентских выборов 2019 года. В частности, такого мнения придерживается известный шведский экономист Андерс Аслунд. Он считает, что украинские власти сами не заинтересованы в сотрудничестве с Фондом.

«Очевидно, что Администрация президента не заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с МВФ. И я бы не ожидал, что до выборов президента, которые состоятся в 2019 году, МВФ или Евросоюз дадут Украине кредиты», – заявил Аслунд.

В  середине февраля Киев посетила техническая миссия МВФ, которая в очередной раз напомнила, что правительству нельзя медлить с проведением необходимых реформ. В первую очередь МВФ добивается создания независимого Антикоррупционного суда, повышения цен на газ для населения и назначения нового главы Нацбанка. В списке второстепенных задач для Украины – проведение приватизации, земельная реформа, а также завершение пенсионной реформы.

После окончания работы миссии постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман напомнил, что международные партнеры по-прежнему настаивают, чтобы Верховная Рада приняла законопроект об Антикоррупционном суде в редакции Запада.

Сергей Фурса о реформах Нацбанка, коррупции и проигрыше Коломойского

«Документ в нынешнем его виде не соответствует требованиям программы МВФ, а также рекомендациям Венецианской комиссии. Сейчас следует сделать шаг назад и обеспечить создание законодательства, которое усилит успешную борьбу с коррупцией среди высокопоставленных должностных лиц», – подчеркнул он.

Несмотря на обильную критику, 1 марта Верховная Рада приняла за основу именно президентский законопроект об Антикоррупционном суде. Теперь западные партнеры наверняка потребуют внести в документ правки, которые вряд ли понравятся украинским парламентариям.

В итоге среди трех первостепенных задач правительство приблизилось только к назначению нового главы НБУ, хотя и здесь необходимо еще собрать голоса для утверждения его кандидатуры в парламенте. С созданием Антикоррупционного суда и изменением тарифов на газ возникли определенные проблемы, которые сложно будет решить в ближайшие месяцы.

Призрак дефолта

В связи со слабым экономическим ростом Украина сейчас нуждается в финансовой помощи, а успешность сотрудничества с МВФ является важнейшим сигналом для других кредиторов. Стране надо активно привлекать финансовые ресурсы, ведь в ближайшие годы Украине предстоит пережить пиковые выплаты долгов.

В Минфине подсчитали, что только в этом году Украине предстоит выплатить 175,7 млрд грн государственного долга, из которых 114 млрд грн составляют платежи по внутреннему долгу, а 61,7 млрд грн – платежи по внешнему долгу. По данным НБУ, в ближайшие три года государству необходимо вернуть кредиторам 16 млрд долларов.

«Власть заинтересована в получении транша, поскольку за него не нужно отчитываться через бюджет, а парламент не контролирует иностранные кредиты. Пока мы не видим эффективного использования этих средств. Наоборот, кредиты увеличивают государственных долг и бюджетные расходы на обслуживание этого долга. Не думаю, что получение кредитов приносит пользу нашей экономики, в этом заинтересованы прежде всего чиновники-клептократы», – считает бывший министр экономики, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Демонстративно отказываться от сотрудничества с МВФ представители власти попросту не могут, чтобы не создавать в стране угрозу дефолта. В то же время проведение непопулярных реформ перед президентскими и парламентскими выборами может обернуться болезненным ударом по их рейтингу.

В этой ситуации остается садиться за стол переговоров с МВФ и искать компромисс. И если в случае с ценами на газ Фонд может согласиться на постепенное повышение тарифов, то с Антикоррупционным судом ситуация выглядит более серьезно. На Западе одобрят соответствующий закон только в том случает, если он гарантирует новому органу независимость.

«Впервые в истории своей деятельности МВФ выдвигает не только экономические, но и политическое требование – создать Антикоррупционный суд. Причина этого заключается в том, что коррупция в Украине достигла самых больших масштабов за всю историю независимости. Экономические требования МВФ, такие как создание кредитного реестра, проведение приватизации или любые другие требования, правительство выполняет лишь формально», – говорит кандидат экономических наук, управляющий партнер консалтинговой компании «Финансовая студия» Евгений Невмержицкий.

Не МВФ единым

После повышения Нацбанком учетной ставки до 16% в начале года в Украину ринулись европейские спекулянты, которых заинтересовала высокая доходность гривневых облигаций внутреннего государственного займа. С конца января по середину февраля иностранцы скупили ОВГЗ на 7,5 млрд грн, благодаря чему даже удалось существенно снизить курс доллара.

Еще одну довольно неожиданную победу Украина одержала в Стокгольмском арбитражном суде. В результате газового спора между «Нафтогазом» и «Газпромом» российская компания теперь должна выплатить Украине $2,6 млрд. Эксперты уже предсказывают, что эту сумму можно использовать для закупки газа и даже для погашения «долга Януковича», однако РФ намерена подавать апелляцию, поэтому на украинские счета деньги поступят не скоро.

Досрочные выборы: план гаранта против мечты Тимошенко

«Экономика вполне может обойтись без очередного транша МВФ. Есть резервы НБУ в сумме более $18 млрд, и мы вполне можем обслужить международный долг без дополнительного транша. Также у Украины есть огромный потенциал привлечения частных иностранных инвесторов. Но для этого нужно защищать этих инвесторов не на бумаге, а на деле. Сумма транша является весьма незначительной для экономики Украины и продолжение взаимоотношений с МВФ – прежде всего положительный сигнал для мирового сообщества и зарубежных инвесторов в плане налаживания с Украиной экономического сотрудничества», – считает Евгений Невмержицкий, отмечая, что сейчас высокий уровень коррупции нивелирует экономический потенциал страны.

Владимир Лановой утверждает, что Украине следует вовсе отказаться от кредитов МВФ. По словам эксперта, такое сотрудничество разрушает национальную экономику и негативно влияет на курс гривны.

«После того как Нацбанк получит очередной транш, он обязан увеличить валютные резервы. Для этого необходимо купить валюту у экспортеров или инвесторов. НБУ выходит на рынок как покупатель, увеличивает предложение и ослабляет национальную валюту, вследствие чего растет спрос на доллар. Валютные кредиты, которые получает правительство, ухудшают условия для стабильности курса гривны. Вместо этого необходимо развивать экспорт, стимулировать высокотехнологический бизнес, привлекать иностранные банки и инвесторов, создав для них такие же условия, как и для украинцев», – отмечает Лановой.

Ситуация с траншем усложняется тем, что МВФ обычно сворачивает финансирование за 8–10 месяцев до выборов в стране. С учетом того, что президентские выборы запланированы на 31 марта 2019 года, Украине желательно уже до конца весны выполнить все требования МВФ. При наличии политической воли сделать это будет не так и сложно, но если представители власти все же сделают ставку на предвыборную кампанию, то могут загнать себя и страну в угол.

В этом случае новый президент, кто бы им ни стал, получит в свои руки государство на грани дефолта.

Алексей Мельниченко