На днях украинское Министерство иностранных дел все же признало свою ошибку, когда включило трех журналистов BBC в санкционный список. Всего в нашумевшем документе оказались фамилии около 10 известных представителей масс-медиа. Как оказалось, это отечественный МИД создал список журналистов, настроенных критично к украинской власти. Передал его СНБО. Там же не вникали в детали и всем запретили въезд в нашу страну. Представители СМИ попали под санкции наряду с одиозными российскими чиновниками и террористами из «ДНР» и «ЛНР». Всех под одну гребенку. Международную общественность возмутил такой подход. В организации «Комитет защиты журналистов» назвали эти санкции неадекватными. Раскритиковали такое решение и в ОБСЕ. Представитель этой организации по вопросам свободы слова Дуня Миятович заявила, что власть «должна содействовать работе журналистов», а не мешать выполнять им свою работу.

Санкционный список должен был продемонстрировать, что Украина готова бороться с терроризмом и защищать себя от российской угрозы. Ведь Киев призывал весь цивилизованный мир наказать агрессора, задушить того санкциями, но сам при этом демонстрировал свою нерешительность, боялся вступать в прямую конфронтацию с Москвой, пытался отделаться полумерами. Однако получилось все как всегда. Мировые СМИ обсуждали не новую линию поведения украинских властей, их настрой на борьбу, а скандал с журналистами. Правозащитники говорили о преследовании свободы слова в государстве, которое на словах привержено демократическим ценностям. «Полным провалом» назвал случившееся директор департамента политики и коммуникаций МИД Алексей Макеев. Еще пару гвоздей в гроб загнали и другие чудеса этого списка. Персональные санкции ввели против четырех журналистов латвийского издания «Вести сегодня». Из них только один оказался реальным человеком, трое других – вымышленные персонажи, творческие псевдонимы представителей этого СМИ. Комментарии к качеству украинского санкционного списка, как говорится, излишни. Так опозориться на ровном месте еще надо уметь.

Скандал с санкциями – не исключение из правил. Если там перестарались, добавив в список виртуальных персонажей, то с реестром коррупционеров от Минюста «недобдели». Теоретически в последнем должны были оказаться все лица, совершившие коррупционные правонарушения. Подобный реестр очень полезен для журналистов или, например, работодателей. Как оказалось, список получился неполным. Там отсутствовали как фигуранты громких уголовных дел, так и мелкие «сошки». Вообще, по данным Генпрокуратуры, в первом квартале 2015 года в список внесли лишь 360 человек, хотя в реальности к админответственности привлекли 823 чиновника. Пришлось Минюсту провести работу над ошибками. Вскоре там запустили обновленный реестр коррупционеров.

Соприкасаться с электроникой отечественным чиновникам явно противопоказано. В начале лета у нас формировали совет общественного контроля Национального антикоррупционного бюро Украины. Создание НАБУ – едва ли не главнейший проект власти. Именно он должен доказать европейским и американским партнерам, что новая Украина серьезно настроена на борьбу с коррупцией. Чиновники явно желали продемонстрировать открытость власти в этом вопросе. Запустили интернет-голосование за членов совета общественного контроля НАБУ и вновь получили скандал. Оказалось, что «голосовалку» сделали из рук вон плохо, за одного и того же претендента можно было голосовать бесконечное число раз. При желании накрутить рейтинг нужному человеку не составляло проблемы. После поднявшегося шума (критиковали и общественные активисты, и обиженные кандидаты) ошибку исправили. Ввели сразу несколько уровней проверки голосовавших. Почему нельзя этого было сделать сразу?

Массовая мобилизация граждан – необходимый и нужный шаг в условиях войны с Россией. Однако и эту патриотическую миссию (все на защиту Родины!) смогли испортить представители власти. Планы по мобилизации оказались невыполнимы, поэтому граждан начали силой загонять в Вооруженные силы. Повестки вручали на улицах, в автобусах, военные организовывали облавы совместно с милицией, иногда заволакивая гражданских в военкоматы против их желания. Особенно ярко себя проявила репрессивная машина в Харькове. Там людей не просто доставляли в военкоматы, но и сразу же отправляли в военные части. Такое откровенное пренебрежение правами человека возмутило правозащитников. В Харьковской правозащитной группе назвали эти действия «неприемлемыми» для демократической страны, такими, которые «дискредитируют» украинское государство в глазах цивилизованного мира. В частности, в ХПГ сравнили эти облавы теми, которые проходили в России во время второй чеченской войны. («Кто захочет поддерживать государство, которое грубо нарушает права человека и действует как этот самый агрессор»).

При этом мобилизационная кампания лишний раз показала, как в нашей стране работает система правосудия. Речь идет об аресте Руслана Коцабы, которого обвиняют в государственной измене. Общественный активист инициировал акцию под названием «Я против мобилизации», призывал к ее бойкоту. Силовики сработали оперативно: СБУ задержала Коцабу и провела в его квартире обыск, прокуратура направила ходатайство об аресте, обвинив того в тяжком преступлении, суд одобрил. Противник мобилизации до сих пор сидит в СИЗО (там он с февраля). Видимо, держат его в заключении, чтобы другим неповадно было критиковать оборонную политику государства.

Можно по-разному относиться к деятельности Коцабы (его выступления на российском телевидении уж точно не пошли на пользу стране), но соразмерна ли вина его наказанию. Почему активиста не посадили под домашний арест? Ведь не упекли же за решетку чиновников времен Виктора Януковича, по чьей вине случилось кровопролитие на Майдане, стала возможна агрессия РФ против Украины. Они откупились от Фемиды, внесли необходимые денежные залоги и наслаждаются свободой. Между прочим, авторитетная правозащитная организация Amnesty International довольно жестко отреагировала на арест Коцабы. По мнению ее директора в Украине Татьяны Мазур, власть нарушила «основополагающее право человека на выражение мнений, которое украинцы отстаивали на Майдане». И как после этого можно клеймить Россию за то, что она держит в тюрьме политических узников?

Обществу прививается мнение, что вокруг агенты Кремля. За каждым кустом и за каждым углом. Ситуация до боли напоминает российскую. Правда, там выводят на чистую воду общественных деятелей, продавшихся Обаме и ЦРУ, у нас же – Путину и ФСБ. Кремль сеет зерна ненависти в обществе, доводит его до истерии. В итоге сотни борцов с фашизмом едут на Донбасс убивать вчерашних братьев, а другие дома устраивают самосуды над «чурками» или публичные казни прямо под стенами Кремля. К нам это уже пришло: стрельба в Мукачево и граната под стенами Верховной Рады – это все из той же сферы. В душах украинцев уже взошли ростки ненависти, и роль телевизора здесь огромна.

Еще недавно мы недоумевали из-за выходок ФСБ, когда очередного блогера «вязали» за то, что он обозвал Путина нехорошим словом или нелестно отозвался о каком-то важном событии в истории России. Сейчас имеем ту же ситуацию в Украине. Шпиономания повсюду. Чего только стоит новость с прошедшего форума издателей во Львове, где Служба безопасности Украины разоблачила работу ФСБ. На книжной ярмарке торговали антиукраинской литературой. В СБУ Львовской области решили, что это была «спецоперация российских спецслужб». После чего сделали прогноз, что форум издателей и дальше будет использоваться «для дестабилизации ситуации в нашей стране». Глядишь, скоро начнут запрещать подобные культурные мероприятия, чтобы не сеять заразу сепаратизма на западе Украины.

Хотелось бы верить, что все эти странности – вина некомпетентных чиновников, которым попросту нечем заняться. Что эти перегибы на местах – эхо времен Януковича. Систему не зачистили от приспешников старого режима, вот и действуют они проверенными методами. Грубо, глупо и хаотично. Хотелось бы верить, что изменения в лучшую сторону пробуксовывают где-то на среднем уровне, а в высоких кабинетах все иначе. Но чем дольше работает это правительство, парламент и президент, тем меньше веры в вину рядовых исполнителей. Подобные глупости на самом высоком уровне, несуразные заявления звучат из уст первых лиц государства. Только ленивый не критиковал инициативу губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля с мобилизацией контрабандистов. Вспомним разговоры о второй гранате, которую нашли у исполнителя теракта под парламентом. По словам президента Петра Порошенко, она «предназначалась для окна Верховной Рады» – то есть бомбист планировал покушение на нардепов. Глава МВД Арсен Аваков, в свою очередь, запугивает рядовых граждан. По его мнению, подозреваемый пытался воспользоваться боевой гранатой в метро. Кому, спрашивается, верить?

Забылась и умопомрачительная версия экс-главы СБУ Валентина Наливайченко по Boeing 777. Главный эсбэушник страны неожиданно заявил, что террористы планировали подбить самолет «Аэрофлота», но перепутали цели. Таким образом Россия якобы создавала «повод для начала открытой агрессии из-за массовой гибели ни в чем не повинных россиян». В этой связи также вспоминаются бесконечные страшилки от секретаря СНБО Александра Турчинова. С завидным постоянством политик повторяет один и тот же тезис: вот-вот российские вооруженные силы перейдут в наступление. И если поначалу подобные сообщения вызывали панику, то сейчас лишь саркастическую улыбку. Что тоже не очень хорошо: вспомним притчу о мальчике, который кричал «Волки! Волки!»

Политики и чиновники всех уровней сначала говорят, а потом думают. Что-то делают и лишь потом вспоминают о последствиях. Вместо того чтобы выполнить качественно свою работу, гонятся за быстрыми результатами. В итоге заново ее переделывают. Тратятся ресурсы, теряется драгоценное время, и, как результат, все более призрачными становятся шансы изменить государство в лучшую сторону. Примеров безответственного подхода к важным вещам, преступного невнимания к деталям и банального разгильдяйства полным-полно. Почему-то настойчиво повторяются ошибки соседней ядерной державы. Любая критика в адрес власти, несогласие с политикой, проводимой центром, воспринимается в штыки. Те, кто указывают на ошибки, попадают в списки неблагонадежных. Слишком ярые критики вполне могут очутиться и в СИЗО. Все это очень печально. Особенно если учесть, что второй Майдан был своеобразным бегством от России. От тамошнего гэбистского уклада жизни, где неосторожное слово может стоить свободы, здоровья, а то и жизни. Нам удалось не стать частью такого «русского мира». От него Украина даже пытается отгородиться стеной. И все же как изгнать этот «русский мир» из нас самих?