«Работников образования» поздравил президент, отметивший их «высокий профессионализм, богатый профессиональный опыт и верное служение своему народу». К нему присоединился премьер-министр, виртуально поклонившийся учителям за «нелегкий труд и терпение, за мудрость и профессионализм, за чуткость и искреннюю любовь к детям». Приблизительно за то же самое поблагодарил их профильный министр.

В школах «работников образования» осыпали цветами, забросали коробками конфет и другими подарками, среди которых почетное и важное место занимают те, что редко вручаются публично и, как правило, преподносятся наедине.

День «работника образования» почему-то очень напоминает мне Международный женский день – 8 Марта. Во-первых, потому, что мужчины именно в этот день публично произносят столько полезных для женской психики слов, что создается впечатление, будто они заботливо копили их целый год. Во-вторых, потому, что день учителя (а именно учителям, а не «работникам образования» он посвящен) – это тот же самый женский день – если учесть гендерную составляющую профессии. И, в-третьих, потому что в обильном потоке славословия нередко угадывается переизбыток пафоса: слишком уж силен диссонанс между высокопарными речами поздравляющих и реальным положением учителя и женщины (а статистически эти понятия почти равны) в украинском обществе – по данным Фонда народонаселения ООН (2012), 81% занятых в образовательном секторе – женщины (в дошкольном образовании – 98%). По данным Госстата, в 2013 г. женщины составляли 73% среди студентов педагогических вузов.

 

Итак, кого поздравляем?

В Украине в 2013 г. в средней школе насчитывалось 508 тыс. учителей (в 2014/15 учебном году – уже 453 тыс.), в дошкольных учреждениях – 351 тыс., в сфере профессионально-технического образования – почти 50 тыс., в высшем образовании – 195 тыс. Около миллиона наших сограждан «сеют разумное, доброе, вечное».

Как вознаграждается их «верное служение народу» и «нелегкий труд и терпение»? Статистика сообщает, что в 2014 г. средняя зарплата учителя составляла 2542 грн, то есть приблизительно два прожиточных минимума, и, как известно, на данный момент она не повысилась. Если сравнивать с другими сферами занятости, средняя учительская зарплата составляла 63% от средней зарплаты в промышленности. Более того, она равна 73% от средней зарплаты по стране. Иными словами, среднестатистический учитель получает почти на четверть меньше, чем среднестатистический гражданин. Добавим к этому, что только за 2014 г. эта самая средняя зарплата обесценилась на 25%.

Если принять во внимание сумму оплаты среднемесячной потребительской корзины (март 2015), то среднестатистический украинский учитель по минимуму должен был весной этого года потратить на еду и предметы первой необходимости 1751 грн. Оставшиеся 791 грн можно было прогулять, заплатив за коммунальные услуги, посетив кино, ресторан или съездив на Мальдивы. Поездка на острова является суровой необходимостью, потому что на белье и одежду, столь необходимые при нашем суровом климате, денег, увы, не останется.

Как сами учителя оценивают свой материальный статус? Социологический опрос 2015 г. показывает, что 52% учителей совсем не удовлетворены уровнем их оплаты и почти 37% — частично не удовлетворены. Статус учителя совершенно неудовлетворительным и преимущественно неудовлетворительным считают более 82% учителей. С ними солидарны родители: 52% опрошенных указывают повышение зарплаты учителей главным условием улучшения качества образования. Уровнем социального обеспечения (возможность купить/снять жилье, льготы и т. п.) совсем не удовлетворены 68% учителей и преимущественно не удовлетворены 26%.

Как видим, высокопарные слова политиков о роли и месте учителя в обществе поразительно расходятся с «объективной реальностью». Статистически современный учитель сведен к уровню люмпен-интеллигенции, фактически он/она не живет, а выживает. Получается, что профессия, которая формирует будущее общества, приведена в ужасающее состояние. Стоит ли удивляться тому, что желающих пополнить ряды бедных, но мудрых становится все меньше? Профессия становится все более женской – не потому что женщины имеют в Украине более высокий образовательный статус, чем мужчины, а потому что платят здесь меньше, а в Украине в среднем труд женщин оплачивается на 30% ниже, чем труд мужчин. 75% выпускников педагогических университетов – женщины. Профессия стареет: в 2011 г. возрастная категория 50-59 лет составляла 25%. В 2013 г. 17% учителей, работающих в школе, были пенсионерами.

Поинтересуемся условиями работы тех, кого раз в год благодарят за мудрость и профессионализм. По данным исследования 2013 г. (Институт инновационных технологий и содержания образования МОН), только четверть кабинетов и лабораторий естественнонаучного цикла были оборудованы современным лабораторным оборудованием и средствами обучения. Из почти 10 тыс. кабинетов иностранных языков 788 были оснащены специализированными аудиокомплексами. 70% директоров школ утверждали, что обеспечение современными средствами обучения – самая острая проблема, требующая немедленного решения. Почти 65% учителей, согласно опросу фонда «Демократические инициативы» летом 2015 г., выражали недовольство уровнем материально-технического обеспечения школы. В 2013/14 учебном году полторы тысячи школ требовали капитального ремонта, 162 пребывали в аварийном состоянии, 1600 сельских школ не имели централизованного отопления или котельни, в 1651 школе отсутствовал водопровод. Хронической проблемой украинского образования стало качество учебников, выпускаемых на средства госбюджета, и обеспечение школ этими учебниками.

Добавим к этому, что среднестатистический «работник образования» перегружен многочисленными обязанностями, не имеющими никакого отношения к его профессиональной деятельности. По данным экспертного исследования Ассоциации руководителей школ г. Киева, директора школ насчитали 19 функций, которые не относятся к сфере ответственности учебного заведения: от ответов на запросы военкоматов и учета детей на «территории ответственности учебного заведения» до помощи в распределении социальных льгот и организации многочисленных публичных мероприятий. Стал уже легендарным объем отчетности и ответов на запросы, требуемый от школы самыми разными госорганами: среднегодовое количество запросов колебалось в 2013 г. от 274 (Херсонская область) до 1137 (Кировоградская область). Об использовании учителей в избирательных кампаниях деликатно умолчим – на носу выборы…

Итак, среднестатистический украинский учитель (точнее будет сказать – учительница) – беден, немолод, его/ее социальный статус низок, условия труда – неблагоприятны (не будем упоминать неизбежные издержки профессии, сказывающиеся на здоровье). При этом образование зеркально воспроизводит все более нарастающее социальное неравенство: происходит поляризация внутри сектора между молодыми учителями и теми, кто имеет стаж и авторитет, между селом и городом, между школой спального района и «центровой», между престижной и не очень, между учителем, работающим на зарплату, и репетитором.

Сейчас много говорят о реформах, иногда их даже проводят. Одной из наиболее впечатляющих считают появление на улицах Киева и других городов симпатичных красиво экипированных вежливых полицейских. Еще более впечатляющей, возможно, не такой эффектной, будет картина, на которой мы увидим школу, куда с радостью идут дети, а в уютных, хорошо оборудованных классах их встречают учителя, прошедшие жесткий профессиональный отбор, живущие в комфортабельных квартирах и домах, планирующие отпускные путешествия по Украине и за ее пределами, владеющие минимум одним иностранным языком, уверенно строящие свою профессиональную карьеру и считающие ее главным делом своей жизни. В общем, когда мы опять увидим в школе учителя, а не «работника образования».

Возможно, тогда красивые вежливые профессиональные полицейские станут не диковинкой, а обычным делом.

С Днем Учителя, Украина!