В церковных кругах разгорелись нешуточные страсти по поводу Устава Православной Церкви в Украине (ПЦвУ), который 29 ноября был одобрен Синодом Вселенского Патриархата

Об этом сообщает «За право«.

Существенно расходятся взгляды Константинопольского и Киевского Патриархатов и относительно формата Объединительного Собора, который обещают провести уже 15 ноября. Советник Президента Ростислав Павленко заверил, что на Фанаре разработали лишь «предложения» к Уставу, а окончательные решения после свободного обсуждения на Соборе будут принимать сами украинские иерархи. В каких же пределах наши иерархи смогут варьировать учредительный документ единой церкви, подготовленный по греческим лекалам? Смогут ли они подогнать его под масштабы Поместной украинской церкви?

Чтобы обсудить все спорные вопросы и выйти на Объединительный Собор с согласованной позицией, Синод УПЦ КП уже созвал на 13 число Архиерейский Собор. Кроме того, в Киевском Патриархате уже подготовили свой проект и считают, что он лучше отвечает условиям церковной жизни в Украине: документ содержит 58 страниц –  это в пять с лишним раз больше, чем в проекте греков, и свидетельствует о большей глубине проработки.

Какой бы устав ни был принят на Объединительном Соборе, как только наша Церковь станет автокефальной, она сможет на следующем Соборе отменить действующий Устав и принять новый.

Сложность в том, что, как подчеркнул Росислав Павленко, «Томос про автокефалию должен быть вмонтирован в Устав», т.е. Устав должен отражать нормы, зафиксированные Томосом. Документ, по некоторым сведениям написанный именитым греческим профессором богословия Власиосом Фидасом еще в мае и дорабатывавшийся несколько месяцев, подписали 29 ноября – одновременно с проектом Устава ПЦвУ. Однако текст Томоса держат в строжайшем секрете.

Между тем, Томос Вселенского Патриарха Украинская церковь изменить будет не в силах. Да и самому Фанару для этого придется представить вопрос на рассмотрение Синода, а это может случиться не раньше следующего года.

Осведомленный источник утверждает, что ознакомился с текстом Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине, и отмечает, что на Фанаре подошли к процессу творчески и провели достаточно большую работу.

Вопреки заявлениям Ростислава Павленко о том, что «текст Томоса достаточно стандартный, в интернете можно найти аналоги», документ получился не похожим ни на один из прежних Томосов об автокефалии и содержит много нового.

Среди этих канонических новелл эксперт, знакомый с текстом подписанного на Фанаре документа, отметил следующее.

  1. Священный Синод Православной Церкви в Украине признает в качестве главы и власти (γινωσκει ως κεφαλην και αρχην) Апостольский Престол Константинополя и несёт ответственность за всякое нарушение (υπεχουσα ευθυνας δια πασιν παραβασιν) не только перед Священным Синодом Вселенского Патриархата, но и перед «Великим собором», который в любой момент может созвать Вселенский Патриарх.
  2. Митрополит Киевский и всея Украины обязан обращаться ко Вселенскому Патриарху по всем вопросам общего церковного, догматического и канонического свойства.
  3. Экзархи и ставропигии останутся в Украине навсегда. Более того, за Вселенским престолом закрепляется «неотъемлемое право» учреждать новые ставропигии «везде» (οπως πηγνυει τοιαυτα πανταχου).
  4. Особо оговорена обязанность митрополита Киевского получать миро от Вселенской Церкви – во свидетельство не только «духовного единения и тёплых чувств» к Церкви-Матери, но и как символ её «канонической власти над православными» (ως κανονικης των Ορθοδοξων αρχης).
  5. Новая Церковь не будет иметь права окормлять украинскую диаспору. Её каноническая юрисдикция жёстко определена границами Украинского государства, и она не может назначать епископов или освящать храмы вне границ страны, «… чтобы ей не выйти вопреки канонам за свои пределы» (ινα μη αυτη αντικανονικως υπεροριος γινεται).
  6. Любой епископ, священник или даже дьякон Православной Церкви в Украине имеет право обратиться с апелляцией ко Вселенскому Патриарху. И его решение по делу обжалованию не подлежит.
  7. Митрополит Киевский обязан поминать Вселенского Патриарха. Напомним, что для Вселенской Церкви «поминовение – знак повиновения». На этом основании, например, было отменено разрешение на хиротонию митрополитов Киевских, временно выданное Патриарху Московскому в 1686 году. Таким образом, отказ от поминовения Константинопольского Патриарха может стать причиной для пересмотра статуса Поместной украинской церкви и возвращения её в состав Вселенского Патриархата.
  8. Глава Церкви получает титул «Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины», и ему прямо запрещено как-либо изменять или дополнять этот титул. Например, в него нельзя включить имена знаменитых монастырей, как это принято в некоторых из Церквей, а также – в современном титуле Киевского Патриарха.
  9. Изменить устройство Священного Синода, прописанное в константинопольском проекте Устава (выборный состав членов, меняющихся в течение года) будет невозможно. Положение о выборном составе членов, которые меняются в течение года, прописано в Томосе.
  10. Впервые в истории в Томосе об автокефалии четко указывается новому главе автокефальной церкви, куда он должен совершить свой первый официальный визит в новом качестве – т.н. «мирное путешествие». Конечно же, в Константинополь.
  11. Митрополиту Киевскому запрещено вносить какие-то изменения в диптих (очерёдность служения) православных церквей. Украинская церковь обязана принять диптих Константинопольского Патриархата. До сих пор этого никогда не прописывалось в Томосах, и поэтому сейчас в различных Церквах диптихи отличаются.
  12. Отказ Московского Патриарха приехать на Святой и Великий Всеправославный Собор видимо был учтён Патриархом Варфоломеем. Впервые в Томосе об автокефалии на предстоятеля поместной церкви накладывается обязанность являться на все Межправославные совещания, которые созывает Вселенский Патриарх.
  13. Нечего и говорить, что место митрополита Киевского в диптихе – самое последнее, после митрополита Чешского и Словацкого, согласно времени получению автокефалии.

Как бы ни были унизительны для украинского православия эти нововведения, их соблюдение – необходимое условие для дарования автокефалии. Это четко оговаривается в Томосе: «На этих условиях наша Святая, Великая Церковь Христова благословляет и провозглашает Православную Церковь в Украине автокефальной». Нарушение любого из этих условий даст право Константинополю пересмотреть Томос или отозвать его. О том, что Вселенского Патриарх вправе пересматривать выданные им Томосы, говорят его официальные представители.

В церковных кругах отмечают, что подписанный патриархом Варфоломеем Томос – постыдный и печальный итог некомпетентной работы помощников Президента и лично Ростислава Павленко, неоднократно посещавшего Фанар и якобы работавшего над всеми текстами совместно с сотрудниками Патриархии.

Банковая не защитила интересы украинской церкви, а наоборот подводит её под такие ограничения, которых нет ни у автокефальной церкви в мире. Тем не менее, из уст представителей Администрации Президента и Кабмина, звучат победно-успокоительные заявления, притом противоречащие друг другу. К счастью, украинцы знают им цену. И к сожалению, смирились с тем, что заявления политиков имеют мало общего с действительностью.