Если отвлечься от всей этой пропагандистской мишуры, то вырисовываются два аспекта ракетной операции. Во-первых, военный, во-вторых, политический.

Ракеты были выпущены с четырех кораблей Каспийской флотилии — с флагмана ракетного корабля «Дагестан» и малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Крылатые ракеты на малой высоте, от 50 до 90 м, пролетели более 1500 км до целей в Сирии над малонаселенными районами Ирана и Ирака. Всего было выпущено 26 ракет. В бодром докладе министра Шойгу говорилось, что все они достигли цели. Однако уже на следующий день стало известно, что не все. Четыре не долетели, упали на территории Ирана. Первым об этом появилось сообщение CNN. Как заявили в российском Министерстве обороны, «в отличие от CNN  мы не рассказываем со ссылкой на анонимные источники, а показываем пуски наших ракет и пораженные ими цели практически в режиме реального времени. Все запущенные с кораблей ракеты нашли свои цели».

Не хотели анонимных источников, извольте. Министр обороны США Эштон Картер подтвердил, что четыре из 26 российских крылатых ракет, выпущенных по объектам в Сирии, не долетели до своих целей и упали в Иране. Это уже не анонимный источник, а официальный.

Четыре недолетевшие ракеты — это 15% от общего числа. Не так уж мало. Второе обстоятельство. Летели ракеты над малонаселенной местностью, однако вероятный сбой в системе наведения мог бы вывести и в густонаселенные районы. Так что определенные проблемы есть.

Налицо острое желание померяться с американцами. Во время войны с Ираком в 2003 году с американских кораблей в Индийском океане были произведены запуски ракет Tomahawk. Всего было выпущено 297 ракет, 282 из которых успешно поразили установленные цели. Сразу после старта отказали шесть ракет, пуск девяти не состоялся из-за отказов на борту. И это составило 5%. Не хочется заниматься линейной экстраполяцией, но определенные выводы можно сделать. Так что российская ракета 3М14 до Tomahawk не дотягивает, хотя обе ракеты были разработаны в 1983 году.

Ракеты подобного класса летят с дозвуковой скоростью на малых высотах, что затрудняет их обнаружение радиоэлектронными средствами ПВО. Однако они не могут маневрировать с большими перегрузками, а также использовать ложные цели. Если ракета обнаружена, то она уверенно поражается любыми современными средствами ПВО, в том числе и ручными.

Такие пуски ракет выглядят по телевизору весьма эффектно, но дело это весьма дорогостоящее. Пуск Tomahawk обходился американцам до $1 млн. Российские ракеты, конечно, дешевле, но и бюджет несравним с американским. По данным московской газеты «Ведомости», пуск ко дню рождения Путина обошелся Москве от 500 млн до 1 млрд рублей ($8,3-16,6 млн).

Никакой военной необходимости в применении столь дорогостоящего оружия не было. Такие ракеты пускают в ход, когда необходимо пробить плотную ПВО противника и есть опасность потерять в этом случае самолеты и летчиков. Боевики в Сирии имеют весьма примитивные средства ПВО. Как сказал ВВС военно-морской эксперт Андрей Союстов, самая дорогая российская авиабомба, появившаяся на видеокадрах из Сирии, — управляемая КАБ-500 — стоит по нынешнему курсу около $50 тыс. «На ее фоне крылатая ракета просто золотая и алмазная».

Проверку комплекса «Калибр», который осуществляет пуски ракет 3М14, в боевых условиях можно считать одной из причин таких пусков. Однако далеко не основной. Столько времени не проверяли и еще могли бы подождать. Хотя из телевизора эту версию преподносят как одну из основных.

Под прикрытием российских бомбардировок сирийская правительственная армия перешла в наступление, о чем радостно сообщили в Москве. Однако говорить о масштабном контрнаступлении нельзя. Скорее всего, речь идет о попытке ликвидации анклавов боевиков в районах городов Хамы и Хомса. Сейчас необходимо обеспечить безопасное сообщение по шоссе, которое связывает Дамаск с Латакией, Алеппо и ведет до границы с Турцией. Иначе нельзя ручаться за безопасность российских баз в Сирии.

Это вполне может получиться, но проблема не решается. Боевики будут отходить в густонаселенные города, по которым нельзя стрелять ракетами и бомбить которые затруднительно, или уходить в Ирак. Сейчас в бой они вступать не будут. Так было в Афганистане сразу после советского вторжения. Моджахеды ушли в Пакистан, там перевооружились, увеличили численность, и началась совершенно другая война. Нечто подобное произойдет и в Сирии. Так что восторгаться отступлением боевиков, что делают российские военные, не стоит.

Если отбросить пропагандистскую составляющую и желание подчиненных выслужиться перед главным начальником, то подобная демонстрация силы имеет адресатами не боевиков, а западные и не только страны.

Во-первых, Пентагон и НАТО предупреждаются, и им это наглядно демонстрируется, что российская армия имеет на вооружении, как считают в Москве, самую современную военную технику. Так что лучше не мешать российской авиации в Сирии, а то можно нарваться. И вообще присоединяйтесь к нашей коалиции, целее будете.

Во-вторых. Пуски производились кораблями Каспийской флотилии примерно из центральной части моря или из иранского сектора. Связано это с географией, так как через Черное море и территорию Турции стрелять Анкара не разрешила бы. С учетом и так напряженных отношений новое обострение Кремлю не нужно.

В числе адресатов и прибрежные государства. В первую очередь Азербайджан, Туркмения, Казахстан. Москва ясно дает понять, в частности, Ашхабаду, что реально защитить его от талибов и боевиков «Исламского государства» (ИГ), которые концентрируются на севере Афганистана, может только Россия. Туркменский президент во время визита в Ташкент обсуждал вопрос с Исламом Каримовым помощь узбекской армии в защите туркменских границ. Судя по всему, она будет оказана, и это Кремлю очень не понравилось.

В странах Центральной Азии, а в какой-то мере и Беларуси, предстоит транзит власти. Президенты стареют, а у их трона разыгрывается борьба за власть, и кто в ней победит, очень неясно. Вот такое предупреждение тем, кто ближе всего подошел к трону и готов возглавить соответствующую республику.

Примите к сведению в Ашхабаде, Астане, Ташкенте, заодно и в Баку с Анкарой, а также в Минске, что Россия не шутит и может стрелять не только по Сирии.

Серьезно возрастает вероятность того, что по мере отхода боевиков в Ирак операции российских ВВС расширятся и на эту страну. Фронт все ближе к нефти Персидского залива. Так Москва пытается восстановить цены на углеводороды и тем самым получить средства и на пушки, и на масло.

Древнеримскому драматургу Публию Теренцию приписывают выражение quod licet Jovi non licet bovi — «что позволено Юпитеру, не позволено быку». И какая будет реакция при попытке дестабилизировать ситуацию в нефтяных регионах, предсказать сложно.