«Все следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того», – так по-своему сформулировал принцип бритвы Оккама известный физик Альберт Эйнштейн. Проще говоря, если случилось некое событие и пытаешься его осмыслить, то в первую очередь следует отбросить наиболее неправдоподобные и маловероятные объяснения – это самый быстрый способ докопаться до истины. Прошло уже 20 месяцев со дня трагических событий на Майдане, а общество так и не узнало, кто стрелял в протестующих. Вместо ответов украинцы слышат различные полуфантастические версии. И чем дольше длится расследование, тем меньше понимаешь, что на самом деле произошло, кто и зачем стрелял. Причем в самом начале ответы, казалось, лежали на поверхности.

20 февраля 2014 года. С одной стороны активисты Майдана, которые идут на штурм государственных учреждений. С другой – перепуганные представители власти ощетинились силовиками. Последним дали команду не подпускать протестующих на определенное расстояние, иначе те могут занять Администрацию президента, Кабмин и Верховную Раду. Активисты, невзирая на все предупреждения, идут вперед, силовики открывают огонь. Кто виноват? Высшее руководство МВД, СБУ, чиновники из Администрации президента, возможно, сам глава государства. Ну и, конечно, рядовые исполнители (из того же «Беркута»), которые подчинились преступным приказам. Казалось, вот то направление, куда и будет рыть следствие.

Очевидную версию вскоре подвинули так называемые теории заговора. Одна из них (продвигаемая Виктором Януковичем и его соратниками) – приказ стрелять дали сами лидеры Евромайдана. Желали окончательно дискредитировать власть и подхлестнуть протестующих к более радикальным действиям. Потому активно раскручивалась история с нардепом Сергеем Пашинским, в машине которого накануне расстрелов (18 февраля) обнаружили  охотничий карабин (по другим данным – снайперскую винтовку). Сам будущий и. о. главы Администрации президента уверял, что оружие принадлежало активисту, которого он вывозил подальше от агрессивной толпы. Обвинения в адрес оппозиционеров со стороны экс-президента Януковича, бывшего главы СБУ Александра Якименко и руководителя МВД Виталия Захарченко вполне ожидаемы. Представители старой гвардии оправдываются в стиле «держи вора!», перекладывают свою вину на плечи других. И все же как объяснить то, что нынешняя власть поддержала версию с провокаторами-оппозиционерами и сейчас нащупывает почву для того, чтобы навешать всех собак на ВО «Свобода».

Сценарий, озвученный Януковичем и компанией, пришелся представителям новой власти по душе. В середине октября, после того как в Генпрокуратуре посмотрели сюжет ВВС полуторагодичной давности, у троих свободовцев –  Игоря Янкива, Олега Панькевича и Александра Сыча – прошли обыски. На видео запечатлены события 20 февраля. Показано открытое окно в одном из номеров гостиницы «Украина» (находится практически на Майдане). Далее звучит выстрел. Камера вновь направлена на гостиницу, окно уже закрыто. В этом номере тогда жил нардеп Янкив, двое других свободовцев были его соседями. В ГПУ решили, что именно из этого окна и стреляли по Майдану, свободовцы теперь ходят на допросы. Масла в огонь подлил и известный «правдоруб» от «Блока Петра Порошенко» Сергей Лещенко, написавший в своем блоге, что Янкив – мастер спорта и инструктор по стрельбе. Позже оказалось, что тот действительно имеет отношение к физической культуре. Он кандидат в мастера спорта по шахматам…Видимо, после гранаты под Верховной Радой «свободовцы» теперь ответственны за все кровавые события в нашем государстве.

Еще одна широко обсуждаемая тема – причастность России к событиям на Майдане. Первым удочку о российском следе закинул нынешний губернатор Закарпатья Геннадий Москаль. В конце февраля 2014 года политик обнародовал документы о подготовке силовой зачистки Майдана (планы «Волна» и «Бумеранг»). Бумаги доказывали, что снайперами были бойцы специальных подразделений «Омега» и «Сокол». «Помощь в подготовке спецопераций МВД и СБУ оказывал бывший первый заместитель ГРУ Российской Федерации, который проживал в гостинице «Киев» (его проживание и питание оплачивала СБУ)», – утверждал Москаль. Вскоре предположение о зловещей роли Кремля выделилось в отдельную версию.

Спустя год глава СБУ Валентин Наливайченко обвинил советника президента РФ Владислава Суркова в причастности к расстрелам на Майдане. Мол, в те трагические дни человек Путина жил на даче Якименко, посещал Администрацию президента, пользовался спецсвязью, едва ли не руководил снайперскими группами. Также, по словам Наливайченко, в столице побывали три группы ФСБ, которые помогали Януковичу спланировать разгон Майдана. Впрочем, есть в этой истории определенные неувязки. Сурков и правда прилетал в Киев, но уже после расстрелов на Майдане, утверждает уже упоминаемый бывший журналист Лещенко. Не верят словам Наливайченко и в Генпрокуратуре. «У нас просто сегодня нет оснований об этом говорить», – подчеркнул руководитель ГПУ Виктор Шокин. По его словам, документы, подтверждающие участие спецслужб в расстрелах активистов Майдане, так и не поступили в Генпрокуратуру.

Примечательно, что разговоры о Суркове возобновились с новой силой именно после отставки Наливайченко. Несколько недель назад экс-глава СБУ выдвинул ряд обвинений в адрес нынешних властей, в том числе говорил о нежелании расследовать причастность Кремля к трагедии. После опровержения Шокина бывший глава СБУ вновь повторил свою версию о российском следе, выдав на-гора новые подробности. Якобы Сурков прибыл в Киев под чужим именем (некого Асланбека Дудаева) и не сам, а в сопровождении шести генералов ФСБ. Наливайченко убеждает, что еще в мае 2015 года отправил все необходимые документы в ГПУ. Он также назвал номера писем (№467 и №468), в них якобы содержатся и данные о визите Суркова, и номера снайперских винтовок, из которых стреляли.

Что имеем в итоге? Бывший руководитель СБУ и нынешний глава ГПУ косвенно обвиняют друг друга во лжи. Первый то ли передал документы, то ли нет; второй либо получил их, но не признает этого, либо в глаза их не видел. Окончательно непонятно, что именно делали агенты Кремля в Киеве. То ли стреляли и по милиции, и по протестующим, чтобы стравить толпу и силовиков. То ли советовали руководству СБУ и МВД, как остановить Майдан, но сами не вмешивались. И главный вопрос: были ли на самом деле агенты ФСБ и ГРУ в Киеве? Или же это фантазии отечественных политиков, которые за каждым углом видят российских шпионов и диверсантов? Также, учитывая последнюю тенденцию, довольно странно, что власть и слышать не хочет о кремлевском сценарии, зато активно прессует националистов. Не исключено, что трагедию на Майдане теперь используют в политических разборках. Каждый по-своему. Власть стремится связать ВО «Свобода» с расстрелами на Майдане, чтобы окончательно додавить эту силу, отправить в политическое небытие. Этот сценарий реализуется после взрыва под Радой. Со своей стороны Наливайченко будто бы сводит счеты с президентом, который сместил его со столь солидной должности. Возможно, экс-глава СБУ и хочет установить истину, но больше похоже на пиар себя любимого. Кто ему мешал в бытность главой СБУ более серьезно взяться за тему расстрелов? Рычагов влияния было достаточно, чтобы прокуратура не смогла отмолчаться.

В результате очевидный сценарий об испуганном Януковиче (или его ближайшем окружении), давшем команду «огонь!», и отморозках, выполнивших приказ, оброс столь пестрыми деталями, что попросту рябит в глазах. Многообразие версий реально сбивает с толку. Очевидно, дожидаться результатов расследования придется долго, ведь со временем в уравнение вписывают все больше неизвестных с непонятной добавленной стоимостью (карабин в машине Пашинского, открытое окно в «Украине», загадочный ГРУшник в отставке, Сурков со снайперами, действующие генералы ФСБ и т. п.). Плохо, если власть намеренно пытается запутать всех и вся. Ведь, судя по тому, как идет расследование трагедии, складывается впечатление, что наверху не заинтересованы в установлении истины. Потому и создается информационный шум, который заглушает и дезориентирует. Силовикам так легче скрыть либо свою некомпетентность, либо нежелание отдавать под суд сослуживцев. А высокопоставленным политикам не нужно наказывать братьев по крови, с которыми относительно комфортно работалось во времена Януковича. Чем больше неправдоподобных и фантастических версий, тем дальше мы от истины. Достаточно сбивать граждан с толку, подбрасывать новые сценарии гибели Небесной сотни, а в итоге удачно увиливать от ответа на вопрос: почему до сих пор никто не ответил за кровь, пролитую на Майдане?