23 января президент Петр Порошенко принял участие в заседании Ассоциации городов Украины. Правильное место для того, чтобы заявить в очередной раз о необходимости внесения изменений в Конституцию в части децентрализации.

«Никоим образом мы не собираемся ни снимать, ни передвигать голосование. Место этого голосования в календаре, я надеюсь, на следующей сессии в первом полугодии 2016 года… Голосование конституционных изменений будет корреспондироваться и должно предшествовать… возвращению украинского контроля над границей. Для того, у меня нет никакого сомнения, мы имеем эти 300 голосов», — заявил Порошенко.

Затем, не называя политических оппонентов, президент сделал им предупреждение: «Те политические силы, которые стремятся любой ценой торпедировать минские соглашения, заблокировать мирный процесс, конституционный процесс, должны четко осознавать последствия своих действий. Они приведут к восстановлению горячей фазы конфликта, включая полномасштабный, а не локальный, как до сих пор, конфликт с Российской Федерацией».

То есть Порошенко торопит с принятием изменений в Конституцию, что в первую очередь может благотворно отразиться на положении РФ, которая надеется на отмену части санкций в случае исполнения минских соглашений. Вместо того чтобы затягивать время, ссылаясь на непослушный парламент, а также давая понять западным партнерам, к каким внутренним потрясениям может привести один только факт голосования по изменению в Основной Закон. Последний раз это сопровождалось бурными акциями протеста под стенами Верховной Рады, в ходе которых была брошена боевая граната, убившая четверых солдат и ранившая более сотни человек.

При этом президент в свойственной ему манере преувеличивает уровень поддержки своих инициатив. По словам Владимира Гройсмана, прозвучавшим в телевизионном интервью на следующий день, голосов в Раде для изменения Конституции нет.

«Сейчас очевидно, что необходимо дополнительное время – небольшое – наверное, для того чтобы провести дополнительные дискуссии с политическими силами, которые должны были бы принять решение, что они идут своими голосами – не разговорами, а голосами идут на децентрализацию», — сказал спикер парламента.

В один день с Гройсманом обратился к народу Украины Яценюк – в традиционных «10 минутах с премьер-министром» он сказал: «Настало время, чтобы украинский народ сказал свое слово, какова должна быть новая украинская Конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет Основной Закон. Референдум по Конституции и является прямым народовластием в свободной и демократической стране, за которую мы боролись два года назад на Майдане и сейчас защищаем с оружием в руках. Новая Конституция – это новый общественный договор. Договор между гражданами и властью, которую они выбрали. Договор о распределении прав и ответственности внутри самой власти – между президентом, правительством и парламентом. Договор о взаимоотношениях между центром и регионами. Договор о создании нового честного и справедливого суда, а не переназначении действующего. Договор о четкой геополитической цели Украины – стать членом Европейского союза и НАТО. Убежден, что глава государства исповедует такие же принципы».

Такое противоречие в заявлениях президента, премьера и спикера можно было бы истолковывать как внешнее проявление скрытых маневров, направленных на затягивание времени по исполнению Киевом своей части минских соглашений. Порошенко в разговорах с другими участниками «нормандского формата» мог кивать на не подчиняющийся ему парламент, Яценюк мог требовать референдума по внесению изменений в Конституцию, добавляя все новые и новые пункты и уточняя формулировку действующих статей Основного Закона.

Тем более что Порошенко в воскресенье – как и Гройсман с Яценюком – использовал телевидение для распространения своей точки зрения на текущий политический момент. Затронув тему возможных перевыборов Верховной Рады в интервью трем телеканалам, он сказал: «Я отношусь так, как относится украинский народ… Большинство украинского народа, 43% — категорически против выборов досрочных».

Но министр внутренних дел Арсен Аваков избавил нас от иллюзии существования скрываемого от наблюдателей единства в рядах высшего руководства. Он написал в своем аккаунте в Facebook, что «единственным условием голосования фракции «Народного фронта» по важнейшим вопросам Конституции Украины может быть вердикт референдума украинцев».

С одной стороны – повтор тезисов Яценюка. Но Аваков среди других пунктов, по которым может вестись дискуссия с Порошенко, обозначил момент, не допускающий компромиссов. Он предлагает обсудить на всенародном референдуме «переход к полной парламентской республике и устранение дуализма и конкуренции ветвей власти».

Таким образом, Порошенко, который весь минувший год через заявления депутатов фракции БПП, председателя Одесской облгосадминистрации Михаила Саакашвили, так называемых лидеров общественного внимания и зависимых СМИ боролся за смещение Яценюка с должности главы правительства, столкнулся с тем, что его главная инициатива – внесение изменений в Конституцию – целиком и полностью зависит от премьера, для понижения уровня влияния которого он приложил столько усилий. Яценюк, в свою очередь, напомнил избирателям в телевизионном обращении об ответственности Порошенко за деятельность Кабинета министров – 11 портфелей в правительстве (больше половины) находятся в руках представителей фракции БПП, занявшей второе место на выборах в Верховную Раду 2014 года. А первое место занял «Народный фронт», который как победитель вправе определять текущую политическую повестку.