То, что Савченко должна быть свободна, в Украине никому объяснять не нужно. Вопрос, как убедить в этом Путина, иначе говоря, при каких условиях Путин решит, что ему выгоднее отдать Савченко. В мечтах Путин, наверняка, меняет Савченко на отмену санкций, Крым, Донбасс. Но надеяться на это в реальности не имеет смысла. Международная реакция на приговор крайне жесткая, диалога никто не предлагает, но все требуют отпустить пленницу без каких-либо условий. Единственная возможность для Путина худо-бедно выкрутиться – отдать, подарить Савченко приезжающему в Москву Керри, конечно, исключительно по «гуманитарным соображениям». Действительно, «беспристрастный» суд уже сказал свое веское слово, приговорил, но ведь не к смерти, а к 22-м годам несвободы. А упрямица жить в тюрьме не хочет, предпочитает смерть. Что делать? Время почувствовать в себе «сострадание», «христианское милосердие» и отпустить.

Темная сторона дела Савченко

Приливы «милосердия» у вождей обычно связаны с визитами высоких гостей. Приехал в Пхеньян уже отставной президент Билл Клинтон, получил двух журналистов. Наведался Джимми Картер и тоже вернулся не с пустыми руками. А тут в Москву едет действующий госсекретарь. Если рассуждать по-восточному, то гостя даже неудобно отпустить без подарка. А если не по-восточному, то дело плохо.

Путин, очевидно, не захочет потерять лицо. А во всех других случаях этого не избежать, ведь вместо широкого жеста получится вынужденное отступление.

Савченко объявляет сухую голодовку — не пьет, не ест. Можно отпустить? Нельзя, иначе, чего доброго, голодовки войдут в моду, станут методом борьбы с режимом. Голодовки весьма популярны у политкаторжан царской России. Объявлял голодовку, к примеру, будущий глава ВЧК Дзержинский. А потом чекисты своих подопечных от голодовок отучают: хочешь – ешь, не хочешь – не ешь, помрешь – нам работы меньше. В стране Голодомора голодовка не метод. С тех пор в России голодовок нет.

Суд над Савченко не последний политический процесс в России. Нынешние и будущие политкаторжане ждут, что будет. И Путину не резон демонстрировать гуманизм царской «охранки». В конце концов, «охранка» плохо кончает.

Обменять? Менять не на кого. Путину предлагают двух гэрэушников. А они ему нужны? Вспомните сталинскую фразу: «Солдат на генералов не меняю». Путин тоже не дурак и двух «отпускников»-неудачников на депутата Рады, члена ПАСЕ, национальную героиню менять не будет. Обмен должен быть эквивалентным, а эквивалента нет.

Беда «русского мира» в том, что он не генерирует ярких личностей – тех, кого можно было бы с гордостью выменять, потом обнять, поцеловать, устроить, наконец, шоу. У коммунизма с этим проблем не было. Да, в КПСС шли, как тогда говорили, за портфелем. Но где-нибудь в Чили жили достойные люди, борцы с диктатурой, революционеры. Когда диссидента Буковского меняют на Луиса Корвалана, лидера чилийских коммунистов, никому в голову не придет сказать, что продешевили. Наоборот, весь обмен затеян из-за Корвалана.

Что еще? Отпустить под давлением санкций. Это позор для Путина. Как так, несгибаемый, а прогнулся. К тому же давление санкций – вещь долгосрочная, а времени совсем нет. Савченко объявляет голодовку, и все: либо отпускай, либо…

Два момента – приговор суда и визит Керри – удачно совпадают. У Путина больше нет отговорки: суд разберется, если невиновна – отпустит. А Керри еще не забыл о деле, по которому только что выразило протест его ведомство. К тому же Сирия, Донбасс, т. е. другие вопросы программы, – редкая тягомотина, до чего ни договорись – хвастать нечем. А свободная Савченко – явная победа, этакий завершающий победный аккорд в турне от Гаваны до Москвы. Эффектную телекартинку любят не только в России.

Одним словом, сейчас самый момент отпустить Савченко. Если, конечно, отпустить входит в планы Кремля.