Прогнозисты опрогнозились

Начало 2016-го было богатым событиями на рынке нефти. Начался високосный год с исторического события – цены на нефть, пробив минимумы 2008 года, устремились к минимальным значениям за 12 лет ниже 30 долларов за баррель. Ведущие мировые СМИ описывали данное событие с присущей им драматичностью и тенденциозностью. Один за другим в информационный суп заливались все более смелые прогнозы. Эксперты энергетического рынка словно устроили обратный аукцион, где победитель должен дать как можно меньшую цену. 20 долларов – это реальная цена при крепком долларе, смело замечают в Morgan Stanley, нет же, минимумы будут наблюдаться на уровне 10 долларов за баррель – еще дальше заходят аналитики британского банка Standard Chartered.

Впрочем, у цен на нефть было по этому поводу свое мнение – они «решили» развернуться. Буквально за считаные торговые сессии котировки отыграли треть потерь. В итоге Brent от минимумов середины января в районе 28 долларов за баррель до максимумов середины апреля в районе 44 долларов проделал путь в более 50% стоимости.

Гром из Поднебесной: как проблемы Китая могут стать шансом для Украины

Стоит отметить, что впечатляющий результат в значительной мере был обеспечен спекулятивными факторами. Буквально за неделю до начала разворота на рынке число ставок на падение нефти достигло рекордного исторического значения. Пессимизм в СМИ и живое падение котировок привлекли на рынок слишком много страждущих быстрой наживы спекулятивных фондов. Такой дисбаланс редко сохраняется долго. Очень часто крупные игроки делают ставку против рыночной толпы, опираясь на лучшую информированность и больший объем денежных ресурсов. В такой ситуации любой значительный информационный повод мог спровоцировать начало быстрого закрытия позиций на падение и бурный рост цен. Так и произошло.

Официальная версия и грядущий саммит в Катаре

Большинство обозревателей увидели причины для столь сильного роста в начале переговоров между ведущими мировыми производителями о заморозке добычи нефти на уровне 11 января 2016 года. 16 февраля из Катара прилетела первая информационная ласточка – Саудовская Аравия, Россия, Катар и Венесуэла достигли предварительной договоренности относительно заморозки. 17 апреля должен состояться финальный раунд переговоров с участием большинства стран ОПЕК и России.

Однако официальная версия изначально вызывала ряд вопросов, на которые обращали внимание как специалисты Международного энергетического агентства (МЭА), так и независимые наблюдатели.

Во-первых, одной из основных причин обвала цен на нефть в последние полтора года стало ее перепроизводство. Сланцевый бум в США, рост добычи в Ираке и ряде других крупных стран-экспортеров опережал повышение спроса. Заморозка добычи не решит проблему. По разным оценкам в 2016 году ожидаются излишние поставки на мировой рынок в 1,3-1,7 млн баррелей в сутки. В прошлом году эти дополнительные объемы «впитывали» в себя нефтехранилища, однако к началу текущего года они оказались залитыми практически под завязку.

Пять фактов об электромобилях, или Почему странам-бензоколонкам пора задуматься о смене специализации

Во-вторых, вызывает большие сомнения желание ведущих экспортеров соблюдать взятые на себя обязательства. Иран сразу обозначил, что пока не восстановится досанкционный уровень добычи, ни о какой заморозке и речи быть не может. Данное обстоятельство не может радовать Саудовскую Аравию, для которой шиитский Тегеран – враг номер один. Это вопрос уже не экономики, а геополитики. Один из арабских принцев уже предупредил, что отказ какой-либо из ведущих стран-нефтедобытчиков от соглашения позволит Эр-Рияду без зазрений совести добавить на рынок дополнительные объемы. Позиция саудитов в этом плане определяющая, поскольку только они в действительности имеют возможность нарастить добычу в тех объемах, которые повлияют на рынок. Остальные участники договоренностей, включая Россию, выступают разве что группой поддержки.

Третья причина в том, что на мировом рынке нефти цены зависят не только от баланса спроса и предложения. Существует еще целый ряд факторов, которые оказывают и будут оказывать на котировки огромное влияние.

Доллар сырью голова

Среди важнейших факторов, воздействующих на весь сырьевой сегмент рынков, нужно принимать во внимание кредитно-денежную политику ФРС США и других центральных банков ведущих экономических держав и регионов. Дело в том, что курсы валют оказывают очень большое влияние на все сырьевые товары. Между индексом доллара по отношению к другим ведущим валютам и сырьевым индексом Bloomberg есть прямая зависимость. Циклы долгосрочного укрепления доллара, один из которых мы наблюдаем сейчас, всегда негативно отражаются на сырьевых ценах. Этот раз исключения из правил не последовало:

Инфографика динамика

В начале года доллар начал краткосрочно ослабевать на переоценке рынком интенсивности повышения ключевых процентных ставок в США. Это стало одним из важнейших факторов начала коррекции практически по всему спектру сырьевых товаров. Поскольку спекулятивный интерес в нефти был крайне высок, то и котировки вели себя особенно живо.

Что ждать дальше?

Стоит сразу заметить, что предсказание поведения нефтяных цен – это дело весьма неблагодарное, поскольку этот рынок отличается особенно высокой волатильностью. Нельзя исключать как возобновления цен и обновления январских минимумов, так и роста где-нибудь в районе 50 долларов за баррель. Однако есть долгосрочные факторы, которые могут оказывать влияние на рынок годами.

Большинство из них сейчас играют против нефти. Остановимся на главных:

  • Уже очевидно, что экспортеры нефти не в состоянии снять проблему перепроизводства, добровольно согласившись на сокращение добычи. На балансировку спроса и предложения уйдет, вероятно, не один год. Все это время цены будут находиться под давлением.
  • Суперцикл укрепления доллара еще не завершился. Анализ монетарной политики ФРС США, ЕЦБ и прочих влиятельных центробанков говорит о том, что еще как минимум в течение одного-двух лет доллар будет дорогим.
  • Запасы нефти в хранилищах сейчас находятся на исторически максимальных уровнях и продолжают расти. Даже при приведении в равновесие спроса и предложения на рынок будут постоянно давить эти излишние объемы при любом росте котировок.
  • Любой значительный рост цен будет сопровождаться возобновлением добычи на сланцевых месторождениях США, что является долгосрочным сдерживающим фактором.
  • Интенсивное развитие технологий уже сейчас сдерживает повышение спроса на нефть. Даже если взять во внимание лишь одни электромобили, то через пять-семь лет их развитие может «отнять» у рынка около 2 млн баррелей спроса.

В конце можно в очередной раз повторить классическое выражение министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, который еще в 1970-е годы сказал: «Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть». Его преемники в нефтяном королевстве, видимо, хорошо усвоили урок. Именно они являются инициаторами отказа от принципа квот на экспорт нефти во имя борьбы за долю на рынке, который с годами будет только сокращаться. Именно они уже заявили о формировании невиданного по масштабам фонда в объеме 2 трлн долларов с целью… подготовки к концу нефтяной эры.