Официальные данные Госстата по росту ВВП в первом квартале года еще не опубликованы, однако на основании другой статистики в НБУ прогнозируют по результатам первых трех месяцев небольшой подъем. Восстановление экономики в начале этого года можно уже смело назвать положительной тенденцией, а не случайностью, поскольку процесс начался еще с третьего квартала предыдущего года.

Основой для перелома ситуации послужила макроэкономическая стабилизация. НБУ и Минфину наконец-то удалось взять основные экономические показатели под контроль. Жесткая монетарная политика и строгая бюджетная дисциплина стали базой для стабилизации инфляции и курса гривны. Потребительская инфляция в первом квартале составила всего 1,6%, что ниже ожиданий Нацбанка и позволило ему снизить учетную ставку с 22% до 19%. Пока монетарная политика НБУ остается репрессивной, ограничения на валютном рынке все еще драконовские, но тут важна сама динамика. Положительный прогноз – это экономический фактор огромной силы.

Когда нет сил ждать: возможен ли экономический блицкриг в Украине

Также стоит напомнить и о ряде реформ, которые привели к консолидации бюджетных поступлений и улучшению ситуации. Усилиями нескольких министерств, прежде всего Минэкономразвития, Минэнергоугля и Мининфраструктуры, удалось значительно повысить эффективность государственного сектора. Это произошло за счет повышения качества управления государственными предприятиями, установления более прозрачных систем госзакупок, приведения цен на энергоресурсы и ряд других товаров в соответствие с реалиями рынка. Как результат, убыток государственных компаний за прошлый год сократился с 117 млрд грн до 16 млрд. В текущем году ожидается выход на чистую прибыль.

Сталь и руды спешат на помощь

Основой для повышения ВВП в первом квартале послужила промышленность. За январь-март рост производства составил 3,7%, что является весьма значительной и обнадеживающей динамикой на фоне многолетнего спада. Снижение этого показателя, переросшее в обвал последних двух лет,  наблюдается с 2012-го. В 2015 году промышленность рухнула на целых 13%, что беспрецедентно много. Потеря экономической базы Донбасса и значительное падение цен на сырьевые товары в мире стали ударом, после которого на восстановление показателей необходимы годы.

Собственно, увеличение производства в первом квартале стало прямым следствием изменения ситуации на восточном и биржевом фронтах. Ведь две трети общего объема роста произошло за счет металлургии, подсчитали в Минэкономразвития.

Начиная со второй половины прошлого года ситуация на Донбассе все больше начала напоминать замороженный конфликт. Хорошего в этом мало, поскольку обстановка все еще остается напряженной и в любой момент ситуация в регионе может ухудшиться вновь. Однако бизнесу даже в таких условиях удалось улучшить производственные цепочки и транспортное сообщение.

Ключевым фактором роста украинской промышленности также является повышение цен на мировом рынке сырья в первом квартале текущего года. Ослабление доллара и постепенное привыкание рынка к новым экономическим реалиям в Китае позволило ценам на основные товары украинского сырьевого экспорта существенно восстановиться после обвала прошлого года. Так, железная руда подскочила в первом квартале уже на 50%, а ряд товаров металлургии подорожали более чем на треть.

Почивать на лаврах роста еще не время

Квартальные экономические показатели, безусловно, вселяют надежду. Однако изменение тенденции все еще не является очевидным фактом. Положительная динамика во многом обеспечена низкой сравнительной базой и внешними факторами. Рост экономических показателей наблюдается на фоне двухзначных темпов падения прошлого года, а говорить о долгосрочном переломе ситуации на мировых рынках сырья все еще рано.

Украине для качественного прорыва нужно прежде всего заботиться о росте внутреннего рынка и несырьевого экспорта. В противном случае динамика нашего ВВП будет еще десятилетия повторять индекс сырьевых цен, а страна так и будет оставаться сырьевым придатком развитого мира.

Рецепт для выздоровления Украине экономисты дают старый и проверенный – реформы, реформы, реформы. Пока самым слабым звеном остается борьба с коррупцией. Эта украинская катастрофа соизмерима по последствиям и масштабам с Чернобыльской, поскольку отравляет жизнь украинца и экономическую среду не менее системно и угрожающе. Своеобразным маркером желания президента Порошенко реально бороться с коррупцией станет имя нового генерального прокурора. Если назначение произойдет исключительно по критерию лояльности лично главе государства, это станет очередным ударом по экономическим перспективам страны.

Гром из Поднебесной: как проблемы Китая могут стать шансом для Украины

Однако правительству все еще очень многое предстоит сделать в плане стабилизации ситуации и дальнейшей дерегуляции. Честная и максимально открытая приватизация госпредприятий станет важнейшим драйвером дальнейшего притока прямых иностранных инвестиций в страну. Также стране нельзя отказываться от программы сотрудничества с МВФ, которая является базой для восстановления доверия к Киеву.

Кстати, в самом фонде, похоже, не питают иллюзий относительно реформаторского запала Гройсмана и Ко. В интервью для «Украинской правды» первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон к первоочередным задачам нового правительства относит… недопущение отката реформ правительства Яценюка. «В первую очередь нужно не допустить отката тех реформ, которые уже были проведены. Бюджет почти сбалансирован, курс обмена валюты отрегулирован, последствия от девальвации купированы, монетарная политика является разумной, потери от газового сектора также заметно снижены – поэтому важно не допустить, чтобы эти процессы пошли вспять», — сказал известный экономист. Впрочем, по первым шагам новой правительственной команды еще слишком рано делать какие-либо выводы о ее настоящем реформаторском потенциале.